Эскимосы Чукотки: поел сам - покорми своего духа

Эскимосы верят, что в загробной жизни людям тоже нужна еда. Проезжая заброшенное село, они кормят местных духов – умерших людей, которые жили в этой деревне.

Эскимосы верят, что в загробной жизни людям тоже нужна еда. Проезжая заброшенное село, они кормят местных духов – умерших людей, которые жили в этой деревне.

Legion Media
Деликатесом эскимосы считают полугнилое моржовое мясо «с душком». Любят мантак – сырые китовые жир и кожу, едят мясо, сырую трахею, сердце и печень моржа, а также мясо тюленя.

 «Один месяц в году здесь погода плохая, два месяца – очень плохая, а девять – ужасная», – любимая присказка жителей прибрежной Чукотки. Полярная тундра, долгая зима, короткое и холодное лето с температурой от +10 до +15С и одна на несколько сел грунтовая дорога. Передвижение – на снегоходах «Буран», вездеходах, лодках или самолетах и вертолетах. На этой земле живет коренной народ чукотского побережья – эскимосы, охотники на морского зверя.

Эскимосов в России живет совсем мало - 1700 человек. Это азиатские, или сибирские эскимосы. Чукотские эскимосы – родственники эскимосов с острова Cвятого Лаврентия на Аляске. Они говорят на одном языке и плавают на лодках друг к другу в гости через море. Остров святого Лаврентия находится всего в 60 км от Чукотского побережья и в ясную погоду виден с берега.

Поел сам – покорми своих духов

Среди аляскинских эскимосов живут дяди, тети и племянники чукотских, но веры у них разные. Эскимосы Аляски приняли протестантизм. А многие эскимосы прибрежной Чукотки считают себя язычниками. Их вера – анимизм, в котором каждая вещь обладает душой: камни, трава, земля.

Духи предков и духи местности всегда незримо присутствуют в их жизни. Разные взгляды иногда приводят к ссорам между аляскинскими и чукотскими эскимосами. Первые упрекают родственников за поклонение бесам, а вторые негодуют, что на Аляске забыли древнюю веру предков.

Повседневность эскимосов Чукотки состоит из обязательного кормления духов.  Когда эскимос ест, он бросает кусочек еды в пространство, когда пьет – капельку чая. Такой ритуал называют ах’к’ышак (или ах’к’уак) – повседневное кормление.

Эскимосы верят, что в загробной жизни людям тоже нужна еда. Проезжая заброшенное село, они кормят местных духов – умерших людей, которые жили в этой деревне.

Когда эскимос просит у духов вылечить от болезни или дать хорошую погоду, чтобы улететь на материк, он бросает в воздух бусины – это ритуальное подношение духам.

Удивительное мировоззрение чукотских эскимосов передают их сказки: странные, но красивые, непривычные европейскому восприятию. В них нет границы между мирами природы и культуры, животных и людей, мертвых и живых: человек превращается в волка или тюленя, женится на росомахе, или его похищает ворон.

 «Сознанию коренных народов свойственно не иное представление о мире, а вообще иной мир, где отсутствует граница между природой и культурой. Мир животных, растений и стихий перетекает в мир человека, и наоборот», – рассказывает Дмитрий Опарин, этнолог МГУ.

Традиционная кулинария для сильных людей

Эскимосы – один из немногих народов России, которому позволена охота на морского зверя. Эскимосам разрешено гарпунить от 3 до 5 китов в год, отстреливать нерпу, моржа и тюленей-лахтаков.

Деликатесом эскимосы считают полугнилое моржовое мясо «с душком». Любят мантак – сырые китовые жир и кожу, едят мясо, сырую трахею, сердце и печень моржа, а также мясо тюленя.

Мясо водится у охотников, но охотничьи семьи угощают им родственников. Остальные жители покупают мясо у охотников или берут в долг. У чукотских оленеводов эскимосы покупают оленину.

Рацион пополняют собирательством. Ягоды и растения входят в питание как важный источник витаминов. Шикшу (ягодный кустарник) замораживают, кладут в желудок утки, едят с зайцем или готовят варенье. Суперконцентрированный источник витамина С – блюдо нунивак, листья родиолы, которые сначала квасят, затем замораживают и едят. 

Охотник отвечает за традицию

Традиционный уклад жизни эскимосов поддерживают охотничьи семьи. Они пользуются эскимосскими охотничьими понятиями и фразами, знают сакральные места и территорию тундры, умеют готовить традиционную еду и проводят ритуальные практики, чтобы духи помогали в охоте.

Этнолог Дмитрий Опарин говорит, что выезд или уход из села приветствуется эскимосами. При любой возможности они  выезжают в тундру: собирать ягоды или грибы, ловить на озерах птицу и рыбу. Тундра и море у них ассоциируются с пространством эскимосов.

Они не проводят время в поселке за сериалами, а уходят в море или на охотничьи станции. Село для охотников – пустое и тоскливое место. Их любимый тундровый и морской ландшафт намного шире – это пространство населено животными и духами, памятью о заброшенных поселках и легендами.

А вот еще

Наш сайт использует куки. Нажмите сюда , чтобы узнать больше об этом.

Согласен