Джейрахский район Ингушетии – горная местность с перепадами высоты от 1,2 до 2 тысяч метров над уровнем моря. Эти горы могут рассказать об ингушах больше, чем любая энциклопедия.
Именно здесь расположены знаменитые ингушские родовые башни. В Джейрахском районе примерно 200 мест скопления древних строений: самый большой комплекс – Эгикал - включает больше 40 башен.
Местные горы помогли народу выжить во времена монгольского нашествия на Северный Кавказ в XIV веке. Тогда ингуши бежали с равнины в высокогорье и построили свои фамильные башни, рядом с ними – жилые дома, а неподалеку расположили родовые могильные склепы.
Кавказские горы, вид из заповедника Эрзи, Джейрайский район, Ингушетия.
Михаил Джапаридзе /TASSСуровый отпечаток на судьбе ингушского народа оставила депортация на Северный Казахстан в 1944 году. Несмотря на то, что обвинены в сотрудничестве с немцами и выселены были не только они, но и другие кавказские народы, считается, что ингуши пострадали сильнее, так как по возвращении и реабилитации в 1957 году их земля оказалась частично занятой осетинами.
Последовавший в 1992 году кровопролитный осетино-ингушский конфликт привел к тому, что и без того немногочисленные ингуши были вынужены разъехаться по другим республикам, крупным россисйким и европейским городам.
- Почти у каждого ингуша есть родственники в Москве. В Магаданской области есть крупная диаспора – в советские годы и в 90-х представители наших народов работали там на золотодобыче, в лесопереработке. Многие ингуши работают на Севере России – в нефтедобывающей промышленности, - рассказывает Хасан Нальгиев, ингуш, предприниматель и основатель благотворительного фонда «Тешам».
Хасан Нальгиев.
Press photoСейчас в мире насчитывается около 700 тысяч ингушей, из них только 375 тысяч живут в родной Ингушетии. Нет открытых данных по численности ингушей в европейских странах, но местные жители говорят о том, что одной из самых популярных стран для эмиграции стала Бельгия. А самая большая зарубежная диаспора в принципе проживает в Турции – 85 тысяч человек.
– Ингуши и сейчас уезжают – это вынужденный процесс, здесь высокая безработица (более 30%, самая высокая в России), невысокие зарплаты, – рассказывает Рамзан Цуров, писатель, автор гимна Ингушетии и экскурсовод по Джейрахскому району.
– Дело еще и в национальном характере: мы не умеем торговать, как армяне или азербайджанцы. У нас нет основного ремесла… В республике лучше всего у нас получается заниматься сельским хозяйством, – продолжает Цуров.
Рамзан Цуров.
Press photoГоворит, ингуши всегда жили бедно. Но выручала их сплоченность.
– У нас большие семьи, много родственников, все друг друга поддерживают. Например, ингуши, как и многие кавказцы, любят большие дома. Спросите меня, что я выберу – отдохнуть в Таиланде или поставить новые ворота? Конечно, поставить ворота! Так вот – один дом может строить вся большая семья – от детей до стариков. И стройка идет годы. Если бы не эта сплоченность, мы бы не выжили…
Цуров рассказывает, что депортация во времена Сталина сильно ударила по нации.
– В ссылке погибла значительная часть народа, ингуши вернулись другими. Ходил такой печальный анекдот, как ингушская делегация поехала в Кремль с прошением: «два хромых, один безрукий». А если в общем – красота нации потерялась из-за репрессий, но сейчас уже рождаются новые поколения – на них, к счастью, нет этого «отпечатка боли».
Джейрахский район – туристическая надежда Ингушетии. Недавно здесь построили горнолыжный курорт «Армхи» и еще десяток гостиниц для туристов.
Каждый год турпоток в республику растет, с начала 2016 года Ингушетия приняла 39,4 тысяч туристов, это на 24% больше, чем в 2015 году. Только рабочих рук в сфере обслуживания не хватает.
– Наши мужчины не любят и не умеют работать в сфере обслуживания, – говорит Цуров. – Это принципиальная позиция. Мы к этому не привыкли. Устроиться водителем, охранником, проводником – нормально, а официантом – уже непрестижно. В наших кафе и гостиницах часто работают официантками – осетинки, поварами – азербайджанцы. Бывает, что у человека нет работы, но от таких предложений он отказывается.
Рамзан Цуров рассказывает еще об одной особенности ингушей, которая и помогла создать мощное историческое наследие – родовые башни.
– Есть у нас такое в характере – «быть не хуже других», - смеется он. – Например: «мой сосед построил дом с красивыми воротами - и мне нужно не хуже». Так и фамильные башни возводили: тяжелая была работа – таскать камни в горах. Сегодня не все башни сохранились в республике, но фамильная башня была у каждого рода, ни один не отказался от строительства.