Церкви и монастыри на картинах русских художников

Храмы часто были самыми красивыми зданиями в городе. Их золотые купола или разноцветные маковки неизменно вдохновляли художников.

Федор Алексеев. Соборная площадь в Московском Кремле, 1800-е

Многие картины, изображающие церкви, впрочем, как и другие виды городов, имеют не только художественную, но и историческую ценность, обладая высокой степенью документальности.

Карл Бодри. Крестный ход у Благовещенского собора в Московском Кремле, 1860

Красивые древние соборы Московского Кремля особенно обращали на себя внимание живописцев. 

Аполлинарий Васнецов. Московский Кремль. Соборы, 1894

Васнецов особенно любил наблюдать за московскими церквями, находя нескончаемое вдохновение в том, как солнечные лучи играют бликами на золотых куполах.

Василий Поленов. Успенский собор в Москве. Южные врата, 1877

Еще один ракурс и одна деталь, которыми можно любоваться в кремлевских соборах.

Аполлинарий Васнецов. Облака и золотые купола. Симонов монастырь, 1920-е

И некоторые московские церкви, к сожалению, утраченные в советское время, теперь остались только на картинах Васнецова, как Симонов монастырь, например.

Аполлинарий Васнецов. Новодевичий монастырь. Собор, 1926

На этой картине изображен главный храм самого красивого монастыря Москвы. Картина излучает радость жизни. В начале XX века вокруг Новодевичьего был лес, а теперь это центральная часть Москвы с дорожными эстакадами вокруг.

Аполлинарий Васнецов. Церковь Вознесения. Село Коломенское, 1927

Сегодня это уже никакое не село, а музей-заповедник в пределах Москвы. А этот храм XVI века – настоящий шедевр архитектуры и первая в России каменная шатровая церковь.

Василий Поленов. Московский дворик, 1878

Одна из самых известных картин Поленова запечатлела дворик в переулках улицы Арбат и на заднем плане храм Спаса Преображения на Песках.

Валентин Серов. Зима в Абрамцеве. Церковь, 1886

Серов, как и многие художники конца XIX века, много времени проводил в Абрамцеве – усадьбе мецената Саввы Мамонтова – и работал на пленэре. Серов даже венчался с женой в этой церкви, построенной по эскизу художника Виктора Васнецова.

Исаак Левитан. Над вечным покоем, 1894

Эта забытая богом и поросшая травой церквушка на берегу озера Удомля близ Вышнего Волочка прославилась благодаря монументальной (и самой известной) картине Левитана. 

Исаак Левитан. Тихая обитель, 1890

Левитан немало писал церкви и монастыри, они оказывали на него умиротворяющее действие. Искусствоведы считают, что тропинка и мостик словно приглашают в обитель душевной гармонии. 

Исаак Левитан. Внутри Петропавловской церкви в Плесе, на Волге, 1888

Левитан много работал в живописном Плесе, и из-под его кисти вышли изображения многих местных церквей. А эту, деревянную (и ныне утраченную), он даже запечатлел изнутри. 

Павел Корин. Интерьеры Успенского собора Московского Кремля, 1936

Внутреннее убранство храмов изображали не столь часто, как внешнее. Тем ценнее такие картины. 

Илья Репин. Венчание Николая II и великой княжны Александры Федоровны, 1894

Придворный живописец Репин пошел дальше и запечатлел важнейшее таинство – женитьбу последнего русского царя в церкви Зимнего дворца в Петербурге. 

Константин Юон. Лодки у берега. Псков, 1904

Частым атрибутом псковского пейзажа выступают его древние церкви, внесенные ныне в список Всемирного наследия ЮНЕСКО. Как, например, этот величественный Троицкий собор Псковского кремля.

Николай Рерих. Успенская Пароменская церковь в Пскове. 1900-е

Известный своими гималайскими пейзажами, Рерих много писал сюжетов на библейскую тему – и путешествовал по древним городам России, рисуя старинные церкви.

Николай Рерих. Углич. Церковь царевича Дмитрия. 1904

Рерих очень переживал за сохранность древних памятников архитектуры, и запечатлеть их на картинах было еще одним способом сохранить их для потомков. 

Василий Кандинский. Красная церковь, 1901–1903

Еще до того как стать мастером абстракционизма, Кандинский писал вполне себе предметные пейзажи. 

Аристарх Лентулов. Василий Блаженный, 1913

В этой авангардистской фантазии легко угадываются очертания самого известного московского храма. 

Борис Кустодиев. Масленица, 1916

Изображение словно игрушечных церквей – важный элемент творчества Кустодиева и примета купеческого быта, который он показывает.

Михаил Нестеров. Соловки, 1917

Большое количество картин на религиозную тематику написал Михаил Нестеров. И даже путешествовал в отдаленный Соловецкий монастырь в Белом море. 

Михаил Нестеров. Святая Русь, 1901–1906

Нестеров воплотил свои религиозные искания в этой монументальной картине, ставшей буквально иллюстрацией выражения «Мы русские, с нами Бог».

Сергей Герасимов. Церковь Покрова на Нерли, 1953

Одна из самых красивых и древних церквей России – храм XII века недалеко от города Владимира. Ее не обошел мимо даже придворный советский художник и мастер соцреализма Сергей Герасимов. 

Подписывайтесь на «Узнай Россию» в Телеграм, VK, Одноклассниках и Дзене

А вот еще

Наш сайт использует куки. Нажмите сюда , чтобы узнать больше об этом.

Согласен