Красоту Санкт-Петербурга невозможно отрицать.
Legion MediaТри года подряд, с 2016 по 2018, один и тот же город выигрывает международную премию World Travel Awards в номинации «ведущее культурное направление» – российский Санкт-Петербург. Получается, жюри этой премии стабильно признает город на Неве культурной столицей всего мира, а не только России.
Петербуржцы такое положение вещей воспринимают флегматично, как должное. «Культурная столица – старый бренд Петербурга. И если его подтвердило международное сообщество, это радует», – прокомментировала председатель содружества гидов-переводчиков и экскурсоводов Петербурга Ольга Федорченко получение первой премии WTA в 2016 г. На самом деле, культурной столицей город на Неве провозгласили всего двадцать лет назад.
Собор Воскресения Христова на Крови (Спас-на-Крови), один из символов Петербурга.
Getty ImagesВпервые так назвал Петербург Борис Ельцин в 1997 г. Тогда он передавал пятую «кнопку» Центрального телевидения, исторически закрепленную за Петербургом, московскому каналу «Культура». «Видимо, чувствовал себя неловко и хотел сказать что-нибудь приятное», – иронично заметил по этому поводу историк Лев Лурье. Но формулировка прижилась и действительно стала брендом города.
Между тем, термин необычный: редко когда в стране есть отдельная «культурная столица». Например, столицы Великобритании, Италии или Франции, остаются столицами во всех смыслах этого слова, в том числе по количеству и качеству театров, музеев, выставок и прочих атрибутов культуры. Почему же в России Санкт-Петербург стоит особняком?
Гравюра, изображающая строительство Санкт-Петербурга в XVIII веке.
Бенджамин ПатерсенС 1712 по 1918 гг. Санкт-Петербург, основанный Петром Великим в 1703 г., был столицей России в полном смысле: в этом величественном городе, максимально близком к Европе, жили императоры династии Романовых, отсюда они правили страной. Город был построен именно в то время, когда Россия из страны, варящейся в собственном соку, превратилась в европейскую державу. Он стал символом этого превращения, поворота России к западной культуре.
«Петербург, один из красивейших городов мира, обязан своим архитектурным совершенством не только русским, но и французским, итальянским архитекторам. Все они создавали шедевры органически петербургские и сами оставались здесь навсегда», – писала в работе «Идентичность петербуржцев» филолог Ирина Арнольд.
Имперский Петербург был магнитом для талантливых и амбициозных людей со всей страны, поэтому именно Питер снял сливки с мощного культурного подъема XVIII – XIX веков. «Все значимые писатели, поэты, живописцы, архитекторы, композиторы рано или поздно оказывались в столице», – рассказывает Russia Beyond Елена Боброва, журналист и гид петербургского экскурсионного проекта Peterswalk. – Творили, страдали (например, как Достоевский) или наслаждались славой именно здесь. Памятники, дома, мемориальные доски – всё напоминает о значимых для России личностях».
Блокадный Ленинград.
Всеволод Тарасевич/МАММ/МДФ/russiainphoto.ruXX век выдался тяжелым для Петербурга – Петрограда – Ленинграда. Перенос большевиками столицы в Москву вызвал большой отток творцов: одни уехали на Запад, другие, вслед за новой властью, в Москву. Тяжелым ударом стала блокада сентября 1941 – января 1944 гг. во время Великой Отечественной войны, когда город потерял, по разным оценкам, от 600 тысяч до 1,5 миллиона человек. Вплоть до конца советской эпохи власть относилась к городу строго: свирепствовала цензура, представители интеллигенции, не поддерживавшие режим, существовали на полулегальном положении.
Уже в новой России, где за Питером закрепился статус культурной столицы, в городе по-прежнему много бытовых проблем. «Что у нас есть, кроме Эрмитажа? – спрашивает петербургский режиссер Юрий Мамин. – В любом городе есть свои памятники, иногда очень древние, но от этого они не становятся культурной столицей мира».
Питерские дворы и подворотни - символ города не менее важный, чем Дворцовая площадь или Эрмитаж.
Legion MediaПетербург остается самым европейским городом России с точки зрения как местоположения, так и архитектуры, но сохраняется масса проблем, о которых регулярно пишут в медиа. Центр города перегружен автомобилями и рекламой, а зимой возникают проблемы с уборкой снега. За идеальными фасадами скрываются мрачные подворотни и свалки, а исторические здания ветшают и разрушаются. С другой стороны, именно в этом сочетании великолепия и упадка формируется уникальный петербургский дух, которым местные гордятся не меньше, чем Эрмитажем и Мариинским театром.