Тополиный пух заметает улицу, попадая в сандалии. В руках 14-летней Алины зеркальный фотоаппарат. От ее дома до лучшей подруги 50 метров. Мужчины, роющие яму прямо около дома подруги, увидели развевающийся подол ее сарафана еще издалека.
«Эй, красавица, не хочешь научиться целоваться?» - слышит она от одного из парней. Ему около 30. Другие свистят и хихикают. Алина, промолчав, быстрым шагам подходит к двери дома подруги и набирает код домофона. Назло никто не отвечает.
«Да смотри какая у нее аппаратура, она тебя этой штукой по голове ударит!», — указывая на фотоаппарат, говорит другой.
«Пофигу, видно что она неопытная, точно хочет», — отвечает самый смелый из мужчин и делает шаг в ее сторону. В эту секунду раздается звук открывающейся двери - пожилая женщина вышла вынести мусор. Алина пулей врывается в подъезд.
«Почти весь день я провела в гостях у подруги. Мы так и не пошли фотографироваться в парк. Смотрели в окно и ждали, когда мужчины уйдут», — вспоминает Алина.
Сейчас ей 23. Когда она ходит вечером вдоль дороги, ей иногда сигналят машины, но она привыкла не обращать на это внимания. Из того района она переехала в более благополучный, но все равно вспоминает ситуацию с содроганием.
«Не понимаю, зачем так делать, как будто просто хотели поиздеваться. И не знаю, чем бы все закончилось, если бы та бабушка не вышла из подъезда», — рассуждает она.
Подобное поведение мужчин принято называть catcalling. К нему относятся любые домогательства на улице, в том числе выкрики или свист в сторону женщины. Чтобы поддержать таких, как Алина, в русскоязычном Twitter запустили флешмоб #мне_нужна_гласность. Под соответствующим хештегом русские девушки рассказывают не только о случаях домогательств или изнасилованиях, но и о том, как на них повлиял catcalling.
«Я ношу "пацанскую" одежду на пару размеров больше и коротко стригусь, стараясь выглядеть менее женственно, и все равно боюсь, что та толпа пьяных мужиков поздно вечером поймет, что я на самом деле девушка, и тогда я стану жертвой», — написала пользовательница соцсети @SleepyFilin.
Другая пользовательница @splyukrepko рассказала, что ее попытался обнять незнакомый мужчина в метро.
«Я пыталась списать всё просто на давку, но в какой-то момент меня просто наглым образом начали облапывать. Вспоминать это максимально мерзко. Я устала чувствовать себя куском мяса», — рассказывает она в своем микроблоге.
Русские мужчины в принципе не знают, что такое личное пространство, считает @limitsyi.
«Россия - самая отвратительная страна с самыми отвратительными мужчинами, которые <…> не воспринимают слова «нет» от девушки. Они насмехаются над жертвами изнасилования и называют их шлюхами, возвышая себя», — подводит она итог флешмоба.
Стройная брюнетка с красной челкой гуляет по летнему парку. В это время парень, проезжающий мимо на велосипеде, шлепает ее по попе. Она не теряется и дает ответный удар.
«Когда я опомнилась, то уже одной рукой стаскивала его за рюкзак с велосипеда, а другой била по лицу. <…> Он был обескуражен, неловко пытался вырваться, но ему придавило ногу его же велосипедом. Я успела ударить его три-четыре раза. А все кругом просто смотрели», — делится воспоминаниями девушка. По ее словам, она ни о чем не жалеет.
Именно этот твит пользовательницы @alimaa97850758 послужил темой для споров между женщинами и мужчинами. Пока одни называют ее героиней, другие удивляются, почему она так резко отреагировала.
«Просто шлёпнул по попе, в ответ получил разбитое лицо. Как равноценно. <…> Хоть тот парень и не прав, но надеюсь, вам потом ещё аукнется», — написал один из мужчин.
Другие мужчины также раскритиковали флешмоб. По их мнению, девушка сама должна отвечать за свой круг общения, либо игнорировать «ничего не значащие слова и звуки».
С их мнением согласен и Кирилл, 36-летний программист из Москвы.
«Парни постоянно у нас занимались catcalling в школе или университете. Если честно, я ими даже восхищался. У меня никогда не хватало смелости на это», — вспоминает Кирилл. «Я бы сейчас вести себя так не стал, это ужасно. Но… подобное имеет место быть. Пока сatcalling не переходит границы законов РФ, я не вижу в этом ничего страшного».
По его словам, девушка сама имеет право выбирать, как реагировать на catcalling. И не исключает, что если девушка ответит на подобное привлечение внимания взаимностью, то может получить «вполне благополучные и интересные отношения».
По словам психолога Сергея Симакова, мужчина прибегает к catcalling, когда у него «нет времени» на то, чтобы добиться девушки другим способом, но она уже стала его объектом вожделения. В этом случае он автоматически может начать использовать подобные методы коммуникации.
Cам catcalling является формой насилия, так как мужчина без разрешения вторгается в ее личное пространство, уверен Симаков. При этом в России нет закона, предусматривающего уголовное наказание за домогательства – наказание можно получить только за изнасилование. Однако подобное общение с мужчиной, использующего catcalling, может испортить впечатление о других.
«Некоторые девушки малоконтактны. И пугливы. И этот «наезд» может навсегда закрыть дорогу к отношениям с мужчинами. Специалисты называют такую ситуацию возникновением «болевой точки» или «точки наименьшего сопротивления»», — поясняет Симаков.
По словам представительницы феминистического сообщества Татьяны Дмитриевой, с catcalling она сталкивается хотя бы раз в неделю, от приставаний на улице до сигналящих в ее сторону машин. Она советует женщинам не реагировать на catcalling, либо вести себя вежливо и отстраненно, чтобы не спровоцировать агрессию.
Однако, по ее мнению, catcalling является не формой насилия, а лишь ее предпосылкой.
«Catcalling – это всегда проявление неуважения, а любое насилие начинается именно с отсутствия уважения», — рассуждает Дмитриева.
С проявлением catcalling можно столкнуться не только в России – подобная проблема существует во Франции и Италии, уверена Дмитриева. Однако Россия в принципе относится к списку стран, где отсутствует уважение к женщине.
«Россия в этом плане действительно не самая продвинутая страна. Является ли это для нас серьезной проблемой? Да. Но есть ли проблемы в России серьезнее, чем catcalling? Да», — подводит итог Дмитриева.