Что осталось от первого храма Христа Спасителя в Москве (ФОТО)

Общественное достояние; Сергей Пятаков/Sputnik
5 декабря 1931 года в домах в окрестностях Волхонки и Пречистенки задрожали стекла. Это взрывали кафедральный храм Христа Спасителя, чтобы на его месте построить исполинский Дворец Советов. Иконы, реликвии, великолепное убранство – почти все было безвозвратно утрачено. Но кое-что сохранилось и до наших дней.

1. Мраморные горельефы 

По фасаду храма расположены 48 горельефов на тему библейской, а также русской истории и изображения святых, чьи дни памяти приходились на сражения Отечественной войны 1812 года.

Интересно, что сюжеты выбирал сам святитель Филарет, а выполнил большую часть горельефов скульптор Александр Логановский.

Оригинальные композиции – несколько сюжетов и отдельных фрагментов – уже много лет находятся в Донском монастыре в Москве. Там в советское время работал Музей архитектуры. 

2. Таблички с именами героев войны 1812 года

В нижней галерее храма, как и сейчас, располагались доски с именами героев войны 1812 года.

В советское время их использовали прозаично: для отсыпки дорожек в парке Горького и отделки здания Института органической химии Академии наук. Остаток, перевернув вверх ногами, пустили на строительство ступенек в Третьяковской галерее.

В музее об этом узнали лишь в 1990-х, когда началась реставрация. Уцелевшие таблички находятся в музее храма.

3. Икона «Спас Нерукотворный» 

Единственный образ, сохранившийся от прежнего храма – это икона «Спас Нерукотворный» художника Евграфа Сорокина.

Спасло чудо: последний настоятель храма Христа Спасителя Александр Введенский успел вынести образ и спрятать дома.

Уже в наше время его вернули и расположили в Спасо-Преображенской церкви, которая находится на нижнем уровне комплекса современного Храма Христа Спасителя.

4. Колокол

Главный колокол храма считался третьим по весу в Москве. Этот 26-тонный красавец был утрачен. В борьбе с религиозными символами колокола сбрасывали с колоколен, разбивали, отправляли на переплавку.

Сегодня от великолепного ансамбля остался лишь один, весом 850 кг – он находится на колокольне Троице-Сергиевой Лавры в подмосковном Сергиевом Посаде.

5. Картины и фрески

В росписи храма Христа Спасителя участвовали почти 40 художников. В их числе был и мастер античных сюжетов Генрих Семирадский. Он создал росписи о житии святого Александра Невского и несколько евангельских сюжетов – «Крещение», «Въезд Христа в Иерусалим» и «Тайная вечеря».

От последней, вызывавшей всеобщее восхищение, сохранились лишь фрагменты, которые сейчас хранятся в музее храма. Можно лишь представить ее великолепие: если об образе Александра Невского говорили, что он получился похожим на римского императора, то о «Тайной вечере» художник Илья Репин писал, что это лучшее, что есть в храме.

Василий Суриков выполнил в храме четыре фрески, из которых сохранилась лишь одна – на сюжет о Четвертом Вселенском соборе, на котором утвердили догмат о соединении человеческого и божественного начал в Христе.

Удивительно, но много лет она не покидала Москвы – находилась сначала в Историческом музее, затем в антирелигиозном и только после войны перебралась в Ленинград, в Музей истории религии. Существуют и первоначальные эскизы фресок – они находятся в фондах Русского музея.

В алтаре храма Христа Спасителя располагались огромные полотна Василия Верещагина: «Се человек», «Несение Креста», «Моление о чаше», «Снятие с Креста», «Распятие» и «Положение во гроб». Уже в наше время они нашлись в Казанском соборе Петербурга, в котором размещался Музей истории религии и атеизма. Намотанные на валы, картины стояли там много лет. После реставрации их вернули на свои исторические места. 

6. Трон патриарха Тихона 

В главном алтаре современного храма находится еще одна уцелевшая святыня – трон патриарха Тихона. Его успели вынести перед взрывом и переправить в Ленинград, где он хранился в Александро-Невской лавре. В 2000 году трон вернулся в Москву.

7. Закладная доска, хоругви 

После того как решение уничтожить храм было принято большевиками, спецкомиссия сформировала список подлежащего сохранению. Некоторые предметы переместили в музеи, например росписи и картины, церковную утварь.

Сохранились фрагменты хоругвей, которые оказались в Казанском соборе Петербурга – по ним воссоздали знамена современные. Некоторые предметы не смог уничтожить даже мощный взрыв, в их числе оказалась мемориальная закладная доска 1839 года.  

8. Мраморная облицовка

Все, что могло еще принести пользу, применили в строительстве: так, мраморные плиты, которыми был облицован храм, использовали в том числе в строительстве станций метро – «Кропоткинской» и «Охотного Ряда».

 

Подписывайтесь на «Узнай Россию» в Телеграм, VK, Одноклассниках и Дзене

А вот еще

Наш сайт использует куки. Нажмите сюда , чтобы узнать больше об этом.

Согласен