Смогли бы вы жить в чуме оленевода? (ФОТО)

Павел Кузьмичев
Кочевники Крайнего Севера всю жизнь проводят в путешествиях, передвигаясь за оленями. Их арктический мобильный дом со всеми вещами переезжает за ними на санях.

На Крайнем Севере России помимо городских или сельских жителей есть и те, кто ведет кочевой образ жизни. Это в основном оленеводы. Олени постоянно мигрируют в поисках самой вкусной пищи, и людям, которые их разводят, приходится перемещаться вместе с ними. 

Наибольшее количество российских кочевников – порядка 10 тыс. человек – живут на сибирском полуострове Ямал. Это коренные народы Севера: ненцы, ханты, селькупы. Раз в год они приезжают со своими чумами в город Салехард на День оленевода. Там-то мы и исследовали их жилище во всех подробностях. 

Маленький снаружи, большой внутри

Чум – это традиционный дом северных народов. Он имеет конусообразную форму, которая подходит для суровых арктических условий. Такая форма устойчива во время метелей, со стен легко скатывается снег, чум быстро прогревается изнутри, и эта конструкция очень быстро собирается и разбирается.

Так выглядит процесс сборки чума у ненцев.

У ненецких семей раньше чум собирали и ставили женщины, но сейчас эта традиция уже канула в Лету. Жилье ставят вместе со всей семьей. 

«Обычно чум ставим и собираем за час летом и за три часа зимой. Это если снега много», – рассказывает Марьям, молодая женщина из ямальского поселка Аксарка. В чуме, где она принимает гостей, порядка 40 шестов и 80 оленьих шкур. «Здесь с комфортом могут жить восемь человек», – говорит она и добавляет, что раньше семьи были больше, по десять детей, а сейчас пять-шесть максимум, и в чуме места более чем достаточно. С помощью занавесов можно отделить себе комнату – «полог». 

Диаметр среднего чума в основании около 5–8 метров. Пол уложен деревянными досками, покрытыми оленьими шкурами. Центральную часть занимает очаг – печка-буржуйка, которая и отапливает помещение, и служит плитой для приготовления пищи. С одной стороны, как правило, располагается стол, за которым собираются семьи и гости.  

«Чум – это чистая природа, – говорит Марьям. – Шесты делаем сами, у нас тут лесотундра, деревья найти не проблема. Олени тоже наши, шкуры копим постепенно. Но если переводить в деньги, то себестоимость такого чума примерно 1,2 млн рублей (15 тыс. долларов – сопоставимо со стоимостью однокомнатной квартиры в небольшом русском городе)».

«Когда дети вырастают и хотят создать семью, они ставят себе новый чум. Сейчас женятся лет в двадцать пять, родители им помогают с чумами», – говорит Анна из другого поселка. 

Кроме того, на Ямале существует чумовой материнский капитал – после рождения третьего ребенка можно получить комплект для сборки чума. В него входят печка, шесты, доски для пола, шкуры, брезент и нарты.

Коренные народы Севера соблюдают и особые ритуалы, связанные с жилищем. «Женщина не должна ходить позади печи, очага, это у нас сакральное место, – говорит Галина из стойбища Минлей вблизи Салехарда. – Также нельзя ходить вокруг чума, если надо что-то поправить, то сначала надо пройти с одной стороны, потом с другой». 

Жизнь на чемоданах

«Мы кочевники, и на каких-то пастбищах мы стоим неделю, на других – месяц-два, на третьих – день. Вот зимой мы стоим по четыре месяца, с января по апрель», – говорит Николай из Приуральского района. 

Перекочевку называют «кастлание». Все маршруты не меняются веками: бригады ходят по следам своих предков, которые остаются в тундре. И оленеводы могут заранее рассчитать, когда они будут вблизи поселков, чтобы пополнить запасы продуктов и других необходимых вещей.

У них сегодня есть и снегоходы, и автомобили, и ноутбуки, и мобильные телефоны, и рации, и бензиновые генераторы. Но главное, говорят северные жители, у них есть чувство свободы. 

«Попав в город, зависишь от времени. А у нас не нужно вставать по часам и бежать на автобус. Не опоздаешь к начальству. Живешь, как тебе велит твоя судьба», – говорит Галина.

Сегодня семьи оленеводов на Ямале кроме чумов имеют свои дома или самые обычные квартиры. Например, кто-то из семьи работает в поселке, а кто-то переезжает туда на пенсии, а родственники продолжают кочевать с оленями, но все приезжают друг к другу в гости. И все вспоминают лес и тундру с большим теплом.  

«Вы, наверное, не представляете себе, каково это, а чтобы понять, надо там пожить. Поехали покастлаем?» – предлагает нам Анна. 

Подписывайтесь на нас в Telegram, VK, Одноклассниках и Дзене

А вот еще

Наш сайт использует куки. Нажмите сюда , чтобы узнать больше об этом.

Согласен