Сейчас женщины-учёные встречаются по всему миру, и этим уже никого не удивить. Вот например, недавно весной 2019 женщине была даже присуждена Абелевская премия по математике.
Но было ли так всегда? Первые высшие женские курсы начали появляться в России примерно в одно время с Европой, в 1870-е годы, но полностью право женщин на высшее образование наравне с мужчинами было реализовано только в 1920-е годы. Несмотря на это, примеры таких ученых, как Зинаида Ермольева, Софья Ковалевская, Лина Штерн, Ольга Ладыженская и Фатима Бутаева, показывают, что даже в самые трудные времена женское стремление к науке находило способ пробиться.
Одна из родоначальниц отечественной микробиологии Зинаида Виссарионовна Ермольева (1898-1974) выбрала свою профессию неслучайно. В 1915 году она решила стать врачом, узнав о том, что её любимый композитор Петр Чайковский умер от холеры. Тогда Зинаида решила, что посвятит себя борьбе с этим заболеванием, и поступила в Донской государственный университет, который окончила в 1921 году.
Во время эпидемии холеры 1922 г. Зинаида едва не умерла в результате эксперимента над собой: исследуя пути заражения инфекцией, она намеренно выпила воду, содержащую холероподобные вибрионы. Благодаря ее смелому эксперименту были созданы современные нормы хлорирования воды.
В 1939 году ее командировали в Афганистан, где она изобрела методы экспресс-диагностики холеры и эффективный препарат не только против этой болезни, но и против брюшного тифа и дифтерии. А во время Второй Мировой войны Зинаида смогла предотвратить распространение эпидемии холеры под Сталинградом. Болезнь началась среди немецких войск и грозила жителям города и советским военным, но благодаря Ермольевой было развернуло производство бактериофага, проведены массовые прививки и хлорирование колодцев, что помогло остановить эпидемию.
Одной из важнейших заслуг советского микробиолога стало изобретение первого отечественного антибиотика «Крустозина», аналога пенициллина. Создатель последнего Говард Флори был в СССР с делегацией в 1944 году, чтобы сравнить два препарата. Оказалось, что крустозин не только не хуже, но даже эффективнее. Впечатленный Флори прозвал Ермольеву «Госпожой Пенициллин».
Первая в мире женщина-профессор и первая женщина-математик в России Софья Васильевна Ковалевская (1850-1891) познакомилась с математикой в раннем детстве. Легенда гласит, что из-за нехватки обоев стены ее детской были оклеены лекциями математика Михаила Остроградского о дифференциальном и интегральном исчислении. Первые уроки она получила от домашнего наставника, но получить высшее образование она смогла только за границей. В то время доступ в университет женщинам был закрыт, поэтому Софья организовала фиктивный брак и уехала с мужем-молодым ученым в Германию. Там она слушала лекции сначала в Гейдельбергском университете, потом в Берлинском университете, а в 1874 получила степень доктора философии Гёттингенский университета.
После самоубийства мужа в 1883 году Софья вместе с дочерью приехала в Берлин и получила место профессора кафедры математики в Стокгольмском университете, где читала лекции и печатала работы на шведском. В 1888 году первая женщина-профессор написала работу «Задача о вращении твердого тела вокруг неподвижной точки», в которой открыла третий классический случай решения этой задачи, продвинув вперед работу начатую Леонардом Эйлером и Ж. Л. Лагранжем.
Старший ребенок в многодетной еврейской семье Лина Соломоновна Штерн (1878-1968) родилась в Курляндской губернии (сейчас Латвия) Российской империи. Она стала первой женщиной-профессором Женевского университета, где она училась, а впоследствии стала первой женщиной-академиком в СССР, куда она вернулась в 1925 году, получив приглашение занять кафедру физиологии при Втором МГУ (с 1930 г. — 2-й Московский медицинский институт).
Невероятно энергичная и работоспособная женщина Лина Соломоновна с 1925 г. по январь 1949 г. была заведующей кафедрой физиологии и одновременно (1929-1948) директором Института физиологии Наркомпроса РСФСР (впоследствии Академии наук СССР). В 1932 г. Штерн была избрана членом Германской академии естественных наук, а с 1939 г. была академиком Академии Наук СССР. Основным направлением ее исследований было изучение химических и физико-химических основ физиологических процессов в организме человека и животных. Именно она ввела термин «гемато-энцефалический барьер» - механизм, избирательно регулирующий обмен веществ между кровью и центральной нервной системой и осуществляющий защитную функцию организма.
Под ее руководством был разработан электроимпульсный метод прекращения фибрилляции желудочков сердца и создана первая установка для электротерапии сердца. Благодаря ей была разработана методика лечения травматического шока, которая широко использовалась в военных госпиталях во время Второй мировой войны. А в 1947 г. Штерн предложила эффективный метод лечения туберкулезного менингита введением в спинно-мозговую жидкость стрептомицина, прямо сквозь черепную коробку.
Наука однажды спасла Штерн жизнь: в 1949 году ее арестовали по делу Еврейского антифашистского комитета, но единственная избежала расстрела, сказав на суде, что не хочет умирать, потому что еще не все сделала для науки. Тем не менее следующие несколько лет до 1953 года Штерн провела в ссылке в Казахстане, а затем вернулась в Москву, где возглавляла отдел физиологии Института Теоретической и Экспериментальной Биофизики РАН.
Выдающийся математик XX века Ольга Александровна Ладыженская (1922-2004) родилась в небольшом городе Кологриве Костромской области. Ее отец, Александр Иванович - школьный учитель математики и бывший офицер царской армии - рано привил дочери любовь к своему предмету (уже в 10 лет она легко справлялась с задачами из высшей математики), но дорога к науке была нелегка. В 1937 г. отец был репрессирован и вскоре расстрелян, а клеймо «дочери врага народа» мешало Ольге поступить на математико-механический факультет Ленинградского университета (ЛГУ).
Только в 1943 году она смогла поступить на мехмат МГУ, а в 1947 - в аспирантуру ЛГУ, где впоследствии получила звание доктора физико-математических наук и стала профессором кафедры высшей математики и математической физики физического факультета ЛГУ. Известная своей строгостью, пытливостью ума и прямолинейностью Ладыженская стала автором более 200 работ, которые охватывают широкий спектр задач и проблем теории дифференциальных уравнений в частных производных. Например, ее работа по теории гидродинамики помогает в разработках, связанных с движением судна, торпеды, крови в сосудах и жидкости в насосах.
Как и ее отец, Ольга была разносторонним человеком и любила не только науку, но и живопись, поэзию и музыку. Среди ее друзей были многие деятели культуры: она дружила с Анной Ахматовой и входила в круг избранных, кому поэтесса доверяла свои стихи в годы репрессий. Ольга также одна из 257 «Свидетелей архипелага», чьи рассказы, письма, мемуары и поправки были использованы Александром Солженицыным при создании книги «Архипелаг ГУЛАГ».
Родом из маленького осетинского городка, где мало кто умел даже писать, Фатима Асланбековна Бутаева (1907-1992) начала карьеру преподавателем математики в Куйбышеве, сразу после окончания Второго Московского государственного университета в 1932 г. В Москву Фатима вернулась в том же году и два года работала преподавателем теоретической механики в техникуме Учебного комбината Метростроя. В 1934 г. перешла на работу во Всесоюзный электротехнический институт (ВЭИ) в лабораторию источников света, сначала как инженер, а потом и как руководитель кафедры.
Благодаря своим трудам Фатима впоследствии стала известна как соавтор изобретения первых люминесцентных ламп, за что в 1951 г. была удостоена Сталинской премии второй степени. В тот же год Бутаева совместно с коллегами оформили заявку на изобретение нового принципа усиления света, используемого сейчас во всех лазерах. Это изобретение опередило свое время и только через восемь лет получило признание и было внесено в Государственный реестр научных открытий СССР.