В Ульяновске находится удивительный механический кукольный театр. Представьте себе большой стол, на котором разместилась целая крестьянская община – 49 маленьких фигурок, каждая из которых занята своим делом. Кто-то стирает белье, кто-то пилит, кто-то готовит – и все они движутся одновременно.
Эта огромная многосоставная игрушка хранится в музее местного театра кукол. Сделал ее неграмотный, но очень талантливый крестьянин Алексей Морозов в начале 20 века, примерно в 1905-1912 годах. Точного времени никто не знает, потому что мастер постоянно что-то менял в своей конструкции, чтобы показать один день из жизни дореволюционной деревни.
Механизм работает по принципу шарманки: раньше нужно было крутить ручку, а теперь кукол в движение приводит электромотор. У каждой куклы свой привод, который связан с другими фигурками. Сделано это так искусно, что увидеть можно мельчайшие движения и детали.
Вот одна женщина просеивает муку, а другие рубят капусту на зиму. Косы у них из натуральных волос. На другом конце стола мать семейства стирает белье в корыте, а ее дочь катает в коляске младшего ребенка.
Рядом с ними мужчины занимаются строительством: плотник ударяет молотком по стамеске и легкими движениями откидывает кусочки дерева.
Сапожники делают обувь: у них в руках крошечные, по два сантиметра, инструменты и миллиметровые гвоздики – и это все копии настоящих инструментов один-в-один.
В центре девушка прядет пряжу, слюнявя пальчик, чтобы разгладить нитку. А рядом ткачиха водит каретку станка, регулируя ее высоту маленькими ножками.
Мужчины раскалывают бревно: один держит топор, другой ему помогает, устало поднося папироску к губам и смотря на зрителей. Кажется, что бревно вот-вот развалится, оно держится уже целое столетие.
Вот собралась за обедом семья. Первая ложка – отцу, только потом едят остальные. Здесь и жена и дети, и мать с сеточкой морщин на лбу, которая кормит самого маленького. Она подносит ложку ко рту ребенка, а тот берет еду, затем вертит головой, расплевывая кашу, как и многие дети сегодня.
Говорят, что в этой миниатюре Алексей Морозов изобразил себя и свою собственную семью, и только так мы можем себе представить, как он выглядел. Ни рисунков, ни фотографий мастера не сохранилось. О нем известно только, что он родился примерно в 1867 году в городе Шадринске на Урале и каждую весну ездил со своим театром кукол давать представления на ярмарках по всей России. Свою коллекцию кукол он называл «ожившим деревом». К каждой сценке у него были шуточные стихи, которые обожали дети.
Он был известным мастером при жизни: директор музея Ирина Майсакова рассказывает, что удалось найти упоминания о его механических куклах в архивах. В 1923 году Морозов показывал свою коллекцию на Первой всесоюзной выставке Кустпром (это предшественник ВДНХ) и получил за нее диплом и золотую медаль. Его дети нашли только документы на эту медаль, а вот ее саму, скорее всего, в тяжелые годы войны пришлось выменять на еду. Как рассказала Ирина Майсакова, вероятно, для этой выставки были сделаны и другие композиции: «Один день в правлении колхоза», «Один день в зажиточной крестьянской семье» и «Один вечер в сельском клубе». «В архивах удалось найти только рисунки, которые показывали, как бы это все могло выглядеть», говорит она. Возможно, они находятся за границей в частных коллекциях, но никаких документальных подтверждений этому нет.
После выставки мастер задумал новую композицию, но в 1934 году он с семьей переехал в пригород Ульяновска, Майну, где и умер два года спустя. Он похоронен там же на сельском кладбище, но могила так и не была найдена, а его праправнуки до сих пор живут в Ульяновске.
В музее хранится и вторая коллекция, которую доделал его младший сын Василий в 1947 году, придя с фронта: столярно-слесарная мастерская. В этой композиции кукольные мастера обучают работе на станках кукольных работников. Один так усердно похлопывает девушку по плечу, что даже дырочку на кителе простучал. Василий мог бы стать очень талантливым мастером и пойти по стопам отца, но из-за тяжелых ранений (он лишился обеих ног) умер в том же году. Эту коллекцию подарили бывшему руководителю музея лично его дети, а вот первая появилась здесь, можно сказать, случайно.
В 1960-х годах дети Морозова нашли в старом доме сундук с куклами, и театр выкупил всю коллекцию за достаточно большие деньги, 500 рублей (это примерно четыре средние зарплаты рабочего того времени). Теперь же она вообще не имеет цены, хотя многие музеи хотели бы ее купить. Куклы были в идеальном состоянии, но в разобранном виде, причем фигурок было больше. Говорят, что раньше были девушки, лузгающие семечки, а также второй трактор, но где они теперь, неясно. Все собиралось по примитивным чертежам, которые также нашлись в сундуке.
«В 1980 году мы попытались вывезти коллекцию в Москву на ВДНХ, но в пути что-то поломалось, и уже в Ульяновске коллекцию пришлось чинить во второй раз», рассказывает Майсакова. А сейчас за этой коллекцией следят два инженера, и они говорят, что главное – ничего не двигать. Пару лет назад музей переезжал со второго этажа на первый, и, вероятно, в процессе был допущен крен, потому что некоторые фрагменты сейчас двигаются не так, как это было изначально задумано. «Например, вот эта девушка на меже – у нее ботиночек не достает до граблей, когда она им постукивает. И вот это наши инженеры починить уже не могут», говорит Майсакова.
В остальном за целое столетие с куклами ничего не случилось: все работает, и даже костюмы и краски на лицах не выцвели. Может быть, они и в самом деле живые? «Однажды я была в мастерской и услышала стук топорика, но при этом точно знала, что коллекция была выключена. А топорик стучит», говорит диктор музея. «Работал один из сыновей Морозова. Как это объяснить?»