Илья Репин. Портрет Ивана Тургенева
Третьяковская галереяБольшая часть русской литературы первой половины 19 века концентрируется на мужских образах, а женщины выступают “прикладным материалом”, и, в основном, лишь страдают от сложной любви.
“Тургеневская барышня” - выражение, которое пошло в народ в несколько упрощенном смысле “тонкая и трогательная розовощекая особа”, на самом деле, сильная и независимая женщина. На ее фоне мужчины выглядят мягкотелыми, не способными на принятие решений. Ася из повести «Ася», Елизавета Калитина из «Дворянского гнезда», Наталья Ласунская из романа «Рудин» - все это образованные девушки, выросшие в сельских поместьях, а потому не стесненные светскими условностями. Они способны на настоящие поступки ради своей любви, оценить настоящую, а не показную натуру мужчин.
Лиза и Лаврецкий, иллюстрация к роману "Дворянское гнездо"
Давид БоровскийОднако над особо эмансипированными дамами Тургенев и посмеивается: Кукшина из романа «Отцы и дети» - образ почти карикатурный. Она курит, ведет себя неестественно, пытаясь походить на мужчину, и беспорядочно читает и цитирует невпопад умные книги.
Россия 19 века - литературоцентричная страна, которая узнает новости из романов. В знаменитом романе «Отцы и дети» Тургенев впервые поднял вопрос, который оказался резонансным для всех времен и народов: противоречия отцов и детей, двух разным поколений - неразрешимы; им никогда не понять друг друга.
Злободневные тургеневские «Отцы и дети» открыли глаза публике и на существование нигилистов - людей, отрицающих и религию, и правила поведения в обществе, и даже любовь (“химия, не более”).
Иллюстрация к роману "Отцы и дети"
Давид БоровскийКроме того, Тургенев вывел термин “лишний человек”. Это интеллектуал-скептик, который чувствует свое превосходство над окружающими. Тургенев рисует их во многих произведениях, в частности, это и Базаров в «Отцах и детях», и Лаврецкий в «Дворянском гнезде», и Чулкатурин в «Дневнике лишнего человека».
Борьбу с крепостным правом (читай - рабством) Тургенев называл делом своей жизни. В сборнике рассказов «Записки охотника» писатель впервые поднимает тему угнетенного русского народа, поэтизирует трудолюбие и доброе сердце простых людей, описывает их страшные страдания от самодуров-помещиков.
Сборник принес Тургеневу бешеную популярность, однако, его запретили переиздавать, а цензора, пропустившего его в печать уволили по личному приказу царя Николая I.
Уже после отмены крепостного права в 1861 году тему угнетенного народа развивает другой русский классик, Николай Некрасов, друг Тургенева и редактор журнала «Современник», в котором был опубликован первый рассказ из «Записок».
"Тургенев на охоте"
Л. И. КурнаковТургенев старше Толстого на 10 лет. Он был серьезным и известным писателем, когда юный Лев только начинал свой литературный путь. Прочитав рукопись толстовской автобиографической повести «Детство», Тургенев писал, что это “талант надежный” и просил передать поклон и рукоплескания автору. После выхода второй повести «Отрочество», Тургенев и вовсе написал, что Толстой встал “в ряду наших лучших писателей”.
Толстой в свою очередь преклонялся перед писательским мастерством Тургенева, в частности перед его умением описывать природу и тем, с какой любовью он изображает простой народ. В дневнике Толстой делает запись, что после прочтения «Записок охотника» ему даже трудно писать.
Тургенев учился в Берлине, много путешествовал, затем жил в Баден-Бадене и Париже, переписывался и общался с самыми выдающимися западными писателями: Диккенсом, Гюго, Мопассаном, Флобером и многими другими. Европе, которая не умела читать по-русски, Тургенев рассказывал о русской литературе, о гении Пушкина и других писателях.
Тургенев также знакомил русского читателя с западными авторами, переводил Байрона и Шекспира, сетовал, что драматурги никак не могут избавиться от “тени” великого барда и перестать подражать ему.
Слева направо: А. Доде, Г. Флобер, Э. Золя, И. С. Тургенев
Архивные фотографииКстати, Тургенев сам был успешным драматургом: российские театры активно ставили и до сих пор ставят его пьесы. В 2014 году на многих европейских кинофестивалях был показан фильм снятый по мотивам пьесы «Месяц в деревне» - «Две женщины» с британским актером Райфом Файнсом в главной роли.