Бурятия из окна микроавтобуса – это деревянные домики, какие можно встретить по всей стране, и лысые горы, типичные для южной Сибири. Кажется, вот-вот из-за холма выскочит племя кочевников.
Иволгинский дацан - одно из тех российских мест, куда я давно мечтал попасть. Оказаться тут для меня было равноценно кульминации долгого квеста.
Монастырь расположен в часе езды от столицы Бурятии, Улан-Уде, и является центром сангхи - буддийской общины России. Кроме того, это дом Пандито Хамбо-ламы, духовного лидера российских буддистов.
Как только я вышел из автобуса, то услышал чарующее медитативное пение мантр. Эти звуки позволят любому ощутить благостное спокойствие.
Монастырь был основан в 1945 году. Согласно легенде, основателей привел сюда белый конь. Строительство этого монастыря имело большое значение для буддизма в России. Эта религия буквально возродилась из пепла после того, как советские власти десятилетиями ее планомерно уничтожали.
На небольшой территории монастыря расположена целая дюжина храмов, а несколько новых прямо сейчас строятся за пределами монастырских стен.
Помимо молитвенных мест, здесь есть библиотека, религиозный университет, летняя гостиница для путешественников, буддистская художественная галерея, сувенирные магазины и даже оранжерея, где растет священный инжир.
В Иволгинском дацане находится первый в России буддийский университет «Даши Чойнхорлин». 20 профессоров обучают 200 студентов на четырех факультетах: философия, тантризм, иконопись и медицина. Университет обосновался в новом корпусе, стилизованном под буддийкую архитектуру.
В кафетерии монастыря, кстати, можно насладиться вкусным чаем с молоком и традиционной бурятской выпечкой «буза», украшенной буддийскими узорами.
В одном из храмов находится сохранившееся тело ламы Даши-Доржо Итигэлова (1852-1927), сидящего в позе лотоса. В 1927 году он вошел в медитативное состояние настолько глубоко, что так и не вышел из него... Люди верят, что он все еще может быть жив.
Вокруг этого потрясающего архитектурного комплекса проходит дорожка со специальными молитвенными барабанами. Надо крутить их правой рукой и читать нанесенные на них мантры.
Согласно священной традиции, в буддийском дацане нужно передвигаться по часовой стрелке.
Время здесь словно застывает. Можно бесконечно бродить среди красочных зданий и любоваться скульптурами тигров, восточной архитектурой и орнаментами.
Вход в храм охраняют скульптуры мистических существ, но кажется, что настоящие хозяева тут – живые кошки.
С общей атмосферой спокойствия здесь контрастируют лишь монахи, которые постоянно куда-то спешат.
Внутри великолепного храма я встречаю не обычного монаха, а одного из духовных наставников монастыря - Ламу.
Он не смог назвать точное количество верующих, регулярно посещающих это место, но объяснил, что буряты - в отличие от христиан - являются буддистами с рождения, и у каждого из них есть личный ритуальный лунный календарь.
Я с интересом наблюдаю за тем, как местные жители выполняют различные ритуалы. На территории монастыря есть алтарь (гунгурва). В нем хранится камень и статуя буддийского божества - Зеленой Тары, которая по преданию прикасалась к этому камню. Есть поверье, что к статуе нужно подойти с закрытыми глазами, и тогда Тара исполнит желания просящего.
Напоследок взглянув на сотни цветных ленточек, которые молящиеся оставляют на кустах и деревьях по всей округе, я покидаю это место, ощущая невероятную гармонию, которая не исчезла и когда я писал эти строки.