«Посты соблюдаете, когда вы последний раз причащались?» - перед 24-летней Екатериной сидит полноватого вида священнослужитель и задает вопросы. Девушка слегка поеживается, она никогда не чувствовала себя уютно в стенах церкви.
«Пост не соблюдаю, но я веду здоровый образ жизни, причащалась лет 7-8 назад», — оправдывается девушка. О том, что в церковь ее заставлял ходил отец, она молчит. О том, что с тех пор она считает себя атеисткой, тоже.
«Ну и как вы тогда сможете стать хорошей матерью своему ребенку?» - возмущается священнослужитель.
«Я его люблю и буду оберегать от всех бед», — уже вскипая, говорит Екатерина.
Священник привычно закатывает глаза, так как слышит подобные фразы почти каждый день. С непроницаемым лицом он берет бланк о проведении огласительной беседы о принятии Таинства Крещения и, заполнив пустые графы, протягивает девушке.
Крещение ее дочери состоялось через неделю. Екатерина вспоминает это как «нудное и никому не нужное событие».
«Еще 3,5 тыс. рублей за это платить, лучше бы еще одежды малышке купили», — рассуждает она. После крещения в бога она так и не стала верить, отношения с родителями только ухудшились.
В России 86% людей, исповедующих православие, прошли обряд крещения. Из них 66% крестятся по решению родителей или родственников, и лишь 20% решили принять православие самостоятельно, сообщает ВЦИОМ.
«Меня крестили принудительно в 13 лет, бабушке захотелось, очень уж она была верующая. Я ей тогда поставила условие: никакого мозгоклюйства, чтения Библии и прочего, иначе не пойду», — вспоминает Людмила, 43-летняя жительница Ярославля.
По ее словам, помазание она стерпела с отвращением, а после обряда «мухой побежала отмываться». История повторилась, когда Людмила родила ребенка с инвалидностью (диагноз женщина называть отказалась).
«Моя мама очень хотела за нее молиться и свечки ставить в храме, она тогда резко стала сильно набожной. По ее мнению, она не могла молиться за некрещеную внучку. Я согласилась с условием, что она не будет ее ни к чему принуждать», — рассказывает женщина.
На полную реабилитацию ребенка потребовалась десять лет. По ее мнению, мольбы и свечки к этому не имеют никакого отношения.
«Да, я угодила родственникам. Но их решение напрочь убило возможность собственного развития в данном вопросе. Церковь на подсознательном уровне ассоциируется с принуждением, чем- то бессмысленным, вонючим, липким», — рассуждает женщина.
Другие опрошенные женщины относятся к крещению куда проще.
«Я не верю, и поэтому никогда не относилась к крещению серьезно. Крещение сына выглядело как обычный праздник», — рассказывает 30-летняя Софья. Она также покрестила ребенка по просьбе родителей. Необходимость крещения они обосновали также - только за крещеного человека можно молиться в церкви, и только крещеного можно отпевать на похоронах.
«Это же не татуировка, следов не оставляет и ни к чему не обязывает. Это как первый праздник ребенка - он ничего не понимает, вы его наряжаете, собираете родственников и веселитесь. А мы к церкви как не имели отношения, так и не имеем», — резюмирует Софья.
Русская православная церковь не отрицает, что крещение для некоторых родителей является формальной процедурой, рассказывает иеромонах Александр Митрофанов.
«Именно поэтому сейчас перед крещением с родителями и крестными проводятся огласительные беседы. Но вполне логично, что кто-то из родителей человек верующий, а второй хотя бы не против такого воспитания. Собственно для того и нужны крестные родители, как люди, которые обязуются перед Богом помогать в православном воспитании ребёнка», — поясняет Митрофанов.
Несмотря на мнение о том, что в СССР было самое лучшее образование, значительные народные массы в стране как были, так и остаются необразованными в области религии, уверен психолог и врач-психотерапевт Андрей Ефремов.
«Чем менее образован человек, тем более он психологически подвержен влиянию страхов, живущих в нем. Для них весь окружающий мир представляет собой постоянную опасность. Поскольку такой страх воображаем, то и средства защиты становятся воображаемыми. Когда неверующие родители крестят ребёнка, крещение так же превращается в «иллюзорное»», — поясняет Ефремов.
Популярность крещения связана еще с тем, что в России быть православным значит быть «настоящим русским», то есть православие означает этноконфессинальную принадлежность, уверена доктор исторических наук, профессор факультета мировой экономики и мировой политики НИУ ВШЭ ( высшей школы экономики) Татьяна Коваль. Также православие соответствует идейно-политическим установкам властных структур.
«Напомним, что из тех, кто считает себя православными, лишь 58% верят в Бога, при этом 16% не верят в жизнь после смерти. Так и в других вопросах. Зато 75% из православных верят в сглаз и порчу, и большинство относится к иконам как к оберегам, и к церковным таинствам, как, например, крещение, как к своего рода магическим обрядам. То есть перед нами язычество, выдающее себя за православие», — утверждает Коваль.
Татьяна была на девятом месяце беременности. Врачи ей говорили, что ребенок должен родиться позже положенного срока, и уверяли, что ничего страшного в этом нет. Женщина испугалась за малыша и «на всякий случай» решила за него поставить свечку в церкви. В тот же день у нее отошли воды, малыш родился здоровым. По ее мнению, совпадением это быть не может.
«Только после родов врачи сказали, что если бы ребенок сидел дальше в животе,то он мог пострадать. Тогда я сразу решила его покрестить, на всякий случай», — рассуждает женщина.
Она до сих пор не уверена, что бог существует, в свободное время гадает другим женщинам на картах Таро. Но ей приятна мысль о том, что за ребенком присматривает его личный ангел-хранитель.
Любовь, пышная брюнетка с карими глазами, встретила Сергея в 22 года. Когда ей было 23, они поженились, в 25 захотели завести детей. Однако единственный сын у нее родился в 45 лет.
«Мои яйцеклетки не вызревались для оплодотворения. Двадцать лет я пыталась вылечиться, ничего не получалось. Когда в России появилось ЭКО, мы сразу решили пойти на риск. Заплатили кучу денег, но случился выкидыш», — вспоминает Любовь.
Вторая процедура прошла успешно, и она родила здорового сына. Его крещение даже не обсуждалось. Тогда же случился скандал - протоиерей Дмитрий Смирнов заявил, что выступает против крещения детей, родившихся благодаря ЭКО или суррогатной матери. Позже официальный представитель РПЦ Владимир Легойда заявил, что высказывание является личным мнением священника, а не всей церкви.
Иеромонах Александр Митрофанов при этом причислил ЭКО к греху родителей.
«Церковь выступает против ЭКО, ввиду того, что ЭКО имеет абортивную составляющую. Но это грех родителей, ребёнок в этом не виноват. Ввиду этого в крещении детей нельзя отказывать», — рассказывает иеромонах.
Однако о том, как сын появился на свет, Любовь говорить побоялась.
«Такой ребенок тем более должен быть крещен, даже если ты сам ни во что не веришь. Это ли не настоящее чудо в 21 веке?», — рассуждает женщина.
Так или иначе, люди могут верить, но быть невежественными в вопросах догматики, ходить в церковь не из веры, а для необходимости социализации, или верить, исполнять все требования церкви, но при этом быть негодяем, рассуждает доктор исторических наук и профессор НИУ ВШЭ Татьяна Коваль.
«В итоге получается, что только Господь Бог знает, кто Ему ближе и кто действительно верующий в глубине своего сердца», — подводит итог Коваль.