10 драгоценных окладов икон от Фаберже и других придворных ювелиров

Икона «Архангел Михаил». Фабрика О. Ф. Курлюкова

Икона «Архангел Михаил». Фабрика О. Ф. Курлюкова

Собрание Музея Фаберже
В Музее Фаберже в Санкт-Петербурге открылась выставка, посвященная искусству драгоценного оклада. К оформлению этих икон приложили руку лучшие русские ювелиры и эмальеры.

В царской России православные не мыслили своей жизни без икон. Образы Господа Вседержителя, Богоматери с Младенцем и святителя Николая Чудотворца были практически в каждом доме. У знати был домашний «киот» – полка или целое сооружение, куда помещали иконы в дорогих окладах. Золотом и камнями украшали и дорожные иконы-складни, и иконы на брачных венцах, и даже сюрпризы внутри подарочных пасхальных яиц. 

Драгоценное убранство икон, известное еще со времен Византии, выражало наивысшую степень почитания святых образов. В России таким украшательством стали заниматься с XVI века, а к концу XIX века это искусство достигло высочайшего художественного расцвета. 

Для изготовления окладов использовали золото, серебро, драгоценные камни и эмаль, а также самые сложные техники чеканки. Лучшие придворные ювелиры соревновались в мастерстве и следовали веяниям моды и популярным течениям в искусстве, в том числе модерну и русскому стилю. 

1. Икона «Господь Вседержитель» (1877)

Одним из самых распространенных приемов в изготовлении окладов была эмаль. Иконы, ярко украшенные разноцветной эмалью, смотрелись нарядно и вызывали особенное восхищение у заказчиков. 

Икона «Вседержителя» выполнена в мастерской московских купцов и старообрядцев Шелапутиных. Они снабжали иконами и церковной утварью не только знатных московских старообрядцев вроде купцов Морозовых и Рябушинских, но и Покровский собор на Рогожском кладбище – главный храм русских старообрядцев.

Здесь использована техника перегородчатой эмали по скани с растительным орнаментом. Мастер использовал ограниченное количество цветов – в основном золотой, голубой и белый. Последний гармонирует с ризой Спасителя, украшенной жемчугом. 

2. Икона «Богоматерь Казанская» (1890)

Настоящим законодателем мод на иконные оклады был Павел Овчинников, владелец фабрики золотых и серебряных изделий. Они пользовались особенным спросом при дворе. На выставке в Москве изделия Овчинникова отметил сам Александр II, даровав ювелиру статус поставщика императорского двора. 

На иконах с окладом фирмы Овчинникова часто можно встретить растительный орнамент и цветную эмаль. Со временем фирма стала активно использовать русский стиль, и в окладах отчетливо прослеживается влияние стиля модерн.

3. Складень «Спас Нерукотворный» (1894)

Спрос на работы Овчинникова был огромен, и его мастера не всегда справлялись, поэтому порой он прибегал к помощи других фабрик. Так, по его заказу Антип Кузьмичев выполнил несколько окладов и икон, в том числе и этот складень. На нем видна и мастерская работа с эмалью, и высокохудожественная работа с металлом – чеканка и гравировка. Кстати, работы Кузьмичева ценили на Западе, с ним сотрудничала знаменитая американская фирма «Тиффани».

4. Складень «Богоматерь Казанская, с образом Спаса Нерукотворного в возглавии, святитель Николай Чудотворец, мученица царица Александра» (1894) 

Карл Фаберже прославился своими драгоценными пасхальными яйцами, которые он в течение многих лет делал по высочайшему заказу. Но для императора и членов его семьи фирма Фаберже также изготавливала множество самых разных предметов, от кубков и ваз до пепельниц и драгоценных окладов. 

Например, эту раскладную икону высотой 30 см ювелиры Фаберже выполнили ко дню венчания Николая II и Александры Федоровны. Внутри изображена Богоматерь с Младенцем, а над ней – лик Спаса Нерукотворного, а на створках – святые покровители императорской четы Николай Чудотворец и царица Александра. На наружных створках – Благовещение и евангелисты. 

5. Икона «Святитель Николай Чудотворец» (1894)

В год коронации Николая II старообрядцы московской Рогожской общины преподнесли в дар новоиспеченному царю образ его тезоименитого святого – Николая Чудотворца, одного из самых почитаемых в России святых.

В иконе угадывается влияние древнего памятника – оклада мерной иконы сына Ивана Грозного, царевича Ивана, середины XVI века (посмотрите на нее здесь). Обращение к старине и русскому стилю было особенно свойственно старообрядческим мастерам.

6. Икона «Святитель Николай Чудотворец» (1899–1908)

Своей чеканкой и гравировкой славилась московская фабрика братьев Галкиных. Чаще всего они продавали иконы и церковную утварь для домашнего использования, делали оклады под частные заказы. 

На полях иконы с Николаем Чудотворцем хорошо видна чеканка в виде вьющегося стебля виноградной лозы. Накладные уголки по бокам выполнены из эмали. Центр композиции и главный декоративный элемент – венец вокруг лика святого. Фон в мелкую рябь выполнен в технике гильоширования, то есть специальным машинным нанесением волнистого узора. В конце XIX века это было модным веянием и ценилось порой даже больше ручной чеканки.  

7. Икона «Введение Богоматери во храм» (1899–1908) 

Небольшая ювелирная мастерская была у обрусевшего немца Федора (Фридриха) Рюкерта. В основном он производил объекты декоративного искусства, в которых использовал русские народные мотивы. Но также Рюкерт украшал и небольшие иконы, при этом активно сотрудничал с большими фирмами вроде Фаберже, выполняя для них заказы. 

Оклад этой иконы полностью покрыт эмалью (что было редкостью), и даже живопись практически полностью выполнена в технике эмали. Металлической сканью очерчены не только контуры фигур, но и складки одежд святых, и даже пейзаж и мельчайшие детали фона выполнены в этой технике. 

8. Икона «Святая Троица, со святителем Антипием и преподобным Макарием на полях» (1899–1908) 

Провинциальный серебреник Дмитрий Смирнов получил медаль на всероссийской выставке церковной утвари. Благодаря своему таланту он смог прославиться и создать собственную фабрику в Москве. В условиях большой конкуренции он создавал утонченные оклады в стиле модерн. У оклада этой иконы широкие поля с растительными завитками на полях и чеканной средней частью, где художник расположил множество драгоценных камней.

9. Складень «Богоматерь Почаевская, преподобный Иов Почаевский, преподобный князь Феодор Острожский» (1899) 

Этот складень полуметровой высоты был преподнесен митрополиту Киевскому и Галицкому Иоанникию от Волынской епархии в связи с 50-летием его церковного служения. Изображения Богоматери и святых выполнены с использованием эмали, чеканки и гравировки. Но особенное внимание привлекает, конечно, деревянная оправа в русском стиле. Необычный складень выполнен фабрикой Дмитрия Смирнова, но также имеет клеймо фабрики Игоря Фараброва.

10. Икона «Архангел Михаил» (1908–1917)

Поставщик императорского двора Орест Курлюков организовал свою фабрику и стал лидером в сереброделии. Он выполнял очень сложные оклады, со множеством элементов и техник, и в то же время более простые и лаконичные, как в данном случае. В иконе «Архангел Михаил»нет нагромождения декоративных элементов, при этом исполнен оклад высокохудожественно. На крыльях архангела отчеканены перья, на золоченую тунику наброшена сетчатая кольчуга с кольцами. Плащ украшен жемчугом на подложке из красной фольги. 

Выставка «Красота святости и святость красоты. Русские иконы в драгоценных окладах из собраний семьи Карисаловых и Музея Фаберже» пройдет до конца 2023 года в Музее Фаберже в Санкт-Петербурге.

Подписывайтесь на «Узнай Россию» в Телеграм, VK, Одноклассниках и Дзене

А вот еще

Наш сайт использует куки. Нажмите сюда , чтобы узнать больше об этом.

Согласен