Традиция праздничных новогодних ночей появилась в советской России лишь в 1930-х годах. Запретив религию и празднование Рождества, советская власть решила все же устраивать альтернативный праздник — Новый Год. В первую очередь для того, чтобы дети могли получить подарки. В СССР переняли главный атрибут Рождества — нарядную елку. Постепенно к празднованиям присоединились и все взрослые, которые привыкли к большому торжеству посередине зимы.
У рождественской елки, 1911
МАММ/МДФ/russiainphoto.ruДо революции русские православные праздновали Рождество 25 декабря, как и католики. В 1918 году большевики перешли на григорианский календарь, и праздник в России передвинулся на 13 дней, то есть на 7 января.
У рождественской елки, 1900-е
МАММ/МДФ/russiainphoto.ruРождество в дореволюционной России всегда было шире, чем просто ночное гуляние. Этого дня ждали с нетерпением. Накануне праздника начинались «святки» - безудержные гуляния и маскарад, которые продолжались еще две недели. Эта традиция имеет древние славянские корни.
По льду на санях в Юсуповском саду Санкт-Петербурга, 1900
МАММ/МДФ/russiainphoto.ruЛев Толстой так описывает это веселое время в романе «Война и мир»: «Наряженные дворовые, медведи, турки, трактирщики, барыни, страшные и смешные, принеся с собою холод и веселье, сначала робко жались в передней; потом, прячась один за другого, вытеснялись в залу; и сначала застенчиво, а потом все веселее и дружнее начались песни, пляски, хоровые и святочные игры».
Ряженые в Юсуповском саду, 1900
МАММ/МДФ/russiainphoto.ruПеред Рождеством во многих городах проводили благотворительные базары.
Немецкий базар, 1910-е
Карл Булла/МАММ/МДФ/russiainphoto.ruВ первую очередь, нужно было позаботиться, чтобы всем детям достались подарки. Городские власти часто устраивали раздачу подарков малоимущим и беспризорным детям.
Раздача подарков для детей на елке в Градоначальстве, 1910-е
Центральный государственный архив кинофотофонодокументов Санкт-Петербурга/russiainphoto.ruВ конце XIX — начале XX века в моду вошла отправка рождественских открыток. Обычно к вопросу подходили ответственно, подписывали и относили на почту карточки заранее. А оформлением таких открыток занимались известные художники. Традицию переняли и в советское время.
«С Рождеством Христовым!», открытка 1910-х
МАММ/МДФ/russiainphoto.ruВажным мероприятием был выбор рождественского дерева. Для этого дворяне посылали слуг в лес, ну а люди статусом пониже сами отправлялись на поиски небольшой елки.
На еловой просеке, 1910-е
Иван Авдонин/МАММ/МДФ/russiainphoto.ruГородские жители чаще ходили на елочные базары, которые чем-то напоминали и современные.
Елочный базар в Екатерининском саду Петербурга, 1913
Карл Булла/МАММ/МДФ/russiainphoto.ruДоставить огромную красавицу было проблематично— тут без извозчика или личного экипажа было не обойтись.
Елку везут домой, 1910-е
Георгий Несытов/Архив А.А.Акилова/russiainphoto.ruЕлку наряжали тайно и прятали от детей. Когда все было готово, их звали колокольчиком посмотреть на это рождественское чудо. И они часто были под большим впечатлением!
Дети у елки, 1910-е
МАММ/МДФ/russiainphoto.ruТак писал о Рождестве в 1870 году Лев Толстой: «В день Рождества была великолепная елка. Мы с Ханной и детьми заранее золотили орехи, одевали кукол, клеили коробочки, делали цветы. Дьяковы навезли пропасть прекрасных игрушек, с особенным вкусом и любовью выбранных нашими дорогими друзьями. Днем все катались на коньках… и настроение было необычайно веселое и счастливое».
Рождественская елка, 1911
Петр Веденисов/МАММ/МДФ/russiainphoto.ru«С незапамятных времен елки у Свентицких устраивали по такому образцу. В десять, когда разъезжалась детвора, зажигали вторую для молодежи и взрослых, и веселились до утра. Более пожилые всю ночь резались в карты <...> На рассвете ужинали всем обществом», - описывает Борис Пастернак в романе «Доктор Живаго» дореволюционное празднование Рождества в дворянской семье в начале XX века.
Рождественская елка в доме артистки Веры Шуваловой, 1911
Александр Гринберг/МАММ/МДФ/russiainphoto.ru«Мимо жарко дышащей елки, опоясанной в несколько рядов струящимся сиянием, шурша платьями и наступая друг другу на ноги, двигалась черная стена прогуливающихся и разговаривающих, не занятых танцами. Внутри круга бешено вертелись танцующие», — пишет Пастернак.
Рождественская елка, 1913-1914
Центральный государственный архив кинофотофонодокументов Санкт-Петербурга/russiainphoto.ruК приготовлению рождественского ужина подходили очень ответственно. И как и сейчас — сильно заранее начинали выбирать и закупать продукты. До самой же рождественской ночи соблюдали строгий пост, а разговляться можно было и окороком, и икрой, и пирогами с разными начинками.
Автопортрет у рождественской елки, 1910-е
Георгий Несытов/Архив А.А.Акилова/russiainphoto.ruРождественские обеды и приемы устраивали и после праздника до самого Нового года.
Перед праздничным обедом, 1910-е
МАММ/МДФ/russiainphoto.ruПро Рождество не забывали даже на фронте. В расположении русских войск всегда были полковые священники. А во время Первой мировой войны в 1914 году в рождественскую ночь даже затихли боевые действия.
Рождественский молебен на позиции, 1915
Сергей Корсаков/МАММ/МДФ/russiainphoto.ru