Празднование Рождества Русской православной старообрядческой церкви в Покровском и Рождественском соборах
Камиль АйсинСтарообрядчество известно строгостью своих религиозных взглядов и поведения, но Рождество (празднуется также 7 января) ими воспринимается прежде всего как детский праздник. Поэтому после долгой службы энергия молодежи и детей находит выход в играх, хороводах и просто беготне. Подарки, яства, самодельные вертепы - в этом больше сходства с прочими христианами, чем отличий.
Празднование Рождества Русской православной старообрядческой церкви в Покровском и Рождественском соборах
Камиль АйсинУ староверов нет единой церкви, но есть множество, в разной степени не согласных друг с другом групп. Старообрядческих церквей, толков и согласий (так называется объединение верующих) более двух десятков и контраст между ними разителен (этим они напоминают протестантов). Староверы появились на Руси в 17-ом веке. После того как патриарх Никон произвел реформу церковных книг и богослужений, часть православных не приняла нововведений. Раскольники однако не были согласны не только с реформированным православием, но и между собой. По самым общим оценкам численность русских старообрядцев составляет около трех миллионов человек во всем мире (многие бежали от притеснений православной церкви в США, Латинскую Америку и другие страны). Большинство из них - свыше двух миллионов - проживают в России.
Празднование Рождества Русской православной старообрядческой церкви в Покровском и Рождественском соборах
Камиль АйсинВ современном старообрядчестве выделяются две основные группы: поповцы и беспоповцы. Первые, сохраняя верность к дореформенном принципам православия, в своих внешних проявлениях для непосвященного зрителя мало чем отличаются от обычных православных. Вторые были вынуждены отказаться от священников и большинства церковных таинств, поэтому их службы больше похожи на православную версию протестантизма.
Митрополичья кафедра Русской православной старообрядческой церкви (самая крупная религиозная группа староверов, насчитывает около миллиона) находится в Рогожской слободе в Москве. Рождественское богослужение проводится ими в кафедральном Покровском соборе, построенном специально по заказу общины в конце 18-ого века. Снаружи собор мало чем отличается от тех, что принадлежат РПЦ, однако внутри все, изображенные на иконах, складывают для крестного знамения не три, как православные, а два перста, как боярыня Морозова на известной картине.
Празднование Рождества Русской православной старообрядческой церкви в Покровском и Рождественском соборах
Камиль АйсинЛитургия, совершаемая по старообрядному канону, для случайного гостя также не будет разительно отличаться от того, что он может увидеть в храмах РПЦ. Она служится на семи просфорах, а не на пяти (хлеб, который символизирует тело Христово), и они приносятся свежеиспеченными, еще теплыми, а не пекутся заранее, и не на дрожжах, а на закваске, и печать на них круглая, с восьмиконечным крестом и так далее. Есть также некоторые словесные отличия в Символе веры, Евхаристическом каноне и Херувимской песне. Пение у старообрядцев только унисонное, в один голос.
Празднование Рождества Русской православной старообрядческой церкви в Покровском и Рождественском соборах
Камиль АйсинВ Москве можно посмотреть на рождественскую службу и другого ответвления поповцев – Русской Древлеправославной церкви (РДЦ). Кафедра ее патриарха Александра (Калинина) находится в краснокирпичном Покровском соборе на Новокузнецкой улице. Этот храм, однако не является исторически старообрядческим и был передан староверам лишь в 1990 году.
Празднование Рождества Русской православной старообрядческой церкви в Покровском и Рождественском соборах
Камиль АйсинЭта разновидность старообрядцев уже значительно отличается от того, к чему привыкли православные. Произошло это оттого, что буквально во втором поколении после раскола эти старообрядцы потеряли всех своих священников, а новых у них не появлялось, потому что рукоположить священника мог только епископ. Епископ же Павел Коломенский - единственный архиерей, не принявший реформу - погиб в ссылке.
Празднование Рождества Русской православной старообрядческой церкви в Покровском и Рождественском соборах
Камиль АйсинИз таинств у беспоповцев остались только Крещение и Исповедь, которые совершаются мирянами. Необходимость священства для спасения души ими отрицается.
Рождество у беспоповцев может выглядеть очень по-разному, в зависимости от разновидности ответвления. Общего то, что литургия не служится как таковая, нет и Причастия, верующие просто собираются вместе для совместных праздничных молитв, которые могут длиться несколько часов.
Если вы попадете на такую рождественскую совместную молитву, то вас удивит состав молящихся. Это в основном старики и дети. Дело в том, что, не имея священников, беспоповцы не могут и венчаться, поэтому «живут во грехе» и обкладываются различными епитимьями. В частности на общей молитве они не могут стоять рядом с «правильными» прихожанами и либо совсем не допускаются в молельный зал, либо стоят там за ширмочкой, отдельно от добродетельных верующих.
Празднование Рождества Русской православной старообрядческой церкви в Покровском и Рождественском соборах
Камиль АйсинСкрываясь от государственного преследования и репрессий, беспоповцы предпочитали селиться или на Русском Севере, оттуда пошло название крупнейшего беспоповского согласия - Поморского, или уходить все дальше в Сибирь - обособленные деревни старообрядцев-беспоповцев и сейчас можно найти в горах Алтая, Тувы, Бурятии.
Празднование Рождества Русской православной старообрядческой церкви в Покровском и Рождественском соборах
Камиль АйсинФедосеевское согласие беспоповцев сегодня базируется в Москве около Преображенского кладбища. Отдельные такие общины со временем претерпели существенные изменения в своем учении, и теперь уже совсем не похожи ни на современное, ни на дореформенное православие. Утратив целостность и единство традиции, общины беспоповцев целиком полагались на руководство своих духовных наставников, которые иногда могли быть весьма далеки от традиционного христианства. Значительную роль в этом сыграло убеждение, что живут они уже в постапокалиптические времена в царстве Антихриста.