Когда террористы из организации «Народная воля» готовили убийство царя Александра II, они надеялись, что смерть царя-угнетателя всколыхнет народные массы и приведет к революции, но добились обратного – погибшему царю сочувствовали даже либералы, а самих террористов в народе стали считать монстрами. Все потому, что царь в представлении русского человека не может быть грешен – ведь он наместник Бога на Земле.
Момент убийства царя Александра II, 1 марта 1881 года
Getty ImagesС отречения последнего русского монарха от престола прошло уже больше ста лет. Но все русские до сих пор помнят, что цари основывали свою власть не на праве силы и не на выборе народа, а на божественном предназначении. Именно поэтому русские люди были склонны винить в своих несчастьях не царя, а бояр или, впоследствии, министров. Но какими же были «отношения» царя с Богом? И почему неправильно называть его «помазанником» Бога на земле?
Борис Кустодиев Император Николай II, 1915
Русский музейВ разных цивилизациях отношения правителя и божественного начала были организованы по-разному, но всегда присутствовали. В Древнем Египте фараон считался земным воплощением бога Гора. В Древнем Китае, где не было монотеистической религии, император звался «Сын Неба» и его воля приравнивалась к божественной воле.
В Римской Империи император от имени своего народа приносил жертвы богам, моля их о благосклонности, даровании удачи и урожая – в этом смысле император выступал верховным жрецом. Иной была христианская концепция отношений властителя и Бога.
В Библии сказано: «Всякая душа да будет покорна высшим властям, ибо нет власти не от Бога; существующие же власти от Бога установлены» (Апостола Павла послание к Римлянам, 13:1), а также: «Мною цари царствуют и повелители узаконяют правду; мною начальствуют начальники и вельможи и все судьи земли» (Книга Притчей Соломоновых, 8:15).
С приходом христианства идеология императорской власти изменилась. Как пишет богослов Елена Хаупа, для верующих христиан смысл земной власти в том, чтобы она помогала им готовиться к жизни вечной – «император отвечал перед Богом за спасение своих подданных». Это византийское представление о царской (императорской) власти было позаимствовано и Русью.
М.А. Зичи. Коронация Александра II в Успенском соборе Кремля
Русский музейВ чем было принципиальное отличие духовной власти византийского императора, а впоследствии русского царя, от власти Папы Римского?
Католическая церковь считает, что Папа является преемником апостола Петра – первого апостола Христа. Спаситель сказал Петру: «паси агнцев Моих» (Евангелие от Иоанна, 21:15). Однако Русская православная церковь оспаривает это мнение, считая, что Папа Римский имеет лишь право на особый почет, но не возглавляет Церковь Христову на Земле.
По мнению православных богословов, помазанник Божий, то есть Мессия, на Земле был только один – сам Христос («Христос» означает «помазанник» в переводе с греческого). Правитель же является наместником Бога на Земле: правитель наделен абсолютной властью, но и абсолютной обязанностью отвечать за то, что происходит в его владениях, перед Богом. Для самого правителя существует только закон Бога, потому что земные законы правитель устанавливает сам.
При этом одна из важнейших обязанностей правителя – защищать и поддерживать церковь. В тех случаях, когда православная церковь была в кризисе, во время конфликтов церковных иерархов, обязанностью именно правителя (царя, императора) было созвать церковный собор, присутствовать на нем и в качестве первосвященника рассуживать духовные споры. Поэтому Иван Грозный, став первым русским царем, в 1551 году созвал так называемый Стоглавый собор, который разрешил многие противоречия и проблемы в русской церкви.
Миропомазание императора Николая Александровича в Успенском соборе, Валентин Серов
Русский музейАбсолютная власть, которой была власть византийских императоров и русских царей и императоров, подразумевает принесение себя и своей жизни в абсолютную жертву этому призванию. Выражением этой жертвы для русских царей стала церемония венчания на царство. Это только в западной традиции восшествие русских царей на престол называется по привычке «коронацией». Венчание на царство имеет другой смысл.
В процессе венчания на царство происходило миропомазание царя – жест, символизировавший «обручение» царя с принадлежащим ему царством и его народом. Как браки заключаются на небесах, так и царь обвенчан с его царством, и не может просто отказаться от этого союза. Вот почему после отречения Николая II многие русские просто не поверили тому, что их государь самовольно отказался от своего божественного предназначения.
Группа членов Святейшего Синода. Участники Чрезвычайного собрания Святейшего Синода. 26 июля 1911 года в главном зале митрополичьего дома Александро-Невской лавры.
Архивное фотоВажно, что действия русских царей, которые ограничивали имущественные и властные стремления Русской Православной церкви как организации, не считались «запретными» с церковной точки зрения. Так, Петр Первый, уничтоживший патриаршество в России и учредивший Святейший синод (1721), получил на это полное согласие и одобрение Константинопольского патриарха – русский царь был главой православной церкви, и его слово стояло выше слова патриарха – в отличие от Папы Римского, духовные решения которого не зависят от воли светских государей.