Тигры, волки, крокодилы, гадюки - до недавнего времени в России можно было приобрести и сделать своим соседом практически любого зверя. Но вскоре все изменится: с января будущего года вступает в силу закон «Об ответственном обращении с животными».
Он запретит держать дома 33 вида животных, «которые могут представлять опасность для их владельцев, а также животных, привычная среда обитания которых значительно отличается от возможных условий содержания их в неволе, что может неблагоприятно влиять на состояние их здоровья, вплоть до гибели». Впрочем, в соответствии с документом, если животное приобретено до 1 января 2020 года, оно останется у владельца до наступления естественной смерти.
Мы поговорили с несколькими обладателями представителей дикой природы и выяснили, действительно ли их жизнь с дикими экзотическими животными так трудна и опасна, что требует полного запрета.
Тигрица Аврора попала к Илье в трехнедельном возрасте. По просьбе знакомого директора зоопарка, он забрал тигренка с кучей болезней, чтобы обеспечить должный уход. «Мать Авроры, видимо, определила, что ее чадо не выживет из-за болезней, и перестала кормить ее. В дикой природе это нормально, только таких тигрят еще свои же родственники затем съедают. А у меня был опыт выхаживания кошачьих, вот я ее и забрал домой. Кормил из бутылочки, возил по врачам, покупал лекарства. У нее был повышенный сахар в крови, развивалась катаракта на этом фоне, и начался рахит, из-за которого животное могло погибнуть», – вспоминает Илья.
Тогда он не думал оставлять тигрицу у себя, но вскоре влюбился, и вот уже более полутора лет они живут вместе душа в душу. С тех пор они переехали в большой загородный дом и даже принимают на временную передержку других экзотических животных.
«Никогда Аврору не отдам – это мой ребенок. Печально, что она болезненная, но мы почти все вылечили, и она растет потихоньку. Приятно смотреть на ее взросление. Гордость отцовская берет», - говорит Горячев.
Несмотря на вес в 100 кг и хороший аппетит (тигрица съедает 7 кг пищи в день), Аврора во многом напоминает обычную домашнюю кошку: спит с Ильей и его девушкой в одной кровати, играет и спокойно реагирует на других людей.
Илья часто слышит вопросы от тех, кто тоже хотел бы завести дома тигра, но в ответ старается всех разубеждать.
«В содержании [такого животного] много сложностей, тем более для неподготовленного человека. Воспитание кардинально отличается от обычных кошек и собак, и тигру в доме нужно посвящать большое количество времени. Аврора без присмотра не остается никогда, она привыкла к этому. Как-то раз мы ее оставляли временно в зоопарке (нужно было уехать), и она так кричала, что близлежащие дома не спали, пока мы не приехали! Было много жалоб, и с тех пор зоопарк отказался ее принимать».
Новый закон о содержании экзотических животных Илья воспринимает неоднозначно. «До сих пор не понимаю, зачем его принимают, потому что это настолько узкая специфика. Очень мало кто держит экзотических животных в масштабах страны. То, что на животное должны быть документы, я полностью поддерживаю, но запрет на содержание крупных кошачьих мне непонятен. Ставить на контроль – это одно, а запрет – это другое. От бродячих собак гибнет людей больше, чем от нападений тигра – стоит задуматься о хороших приютах для собак,» – говорит он. - «Плюс, я уверен, что дам фору любому зоопарку с таким отношением к животному. Она живет в любви, спит на кровати, никогда не голодает, у нее рацион с витаминами. Я могу ей максимально дать и любовь, и заботу, и ласку, и пропитание, и все необходимые процедуры (гуляние, бег, игры). Какой зоопарк может дать то же самое?»
С виду небольшая и безобидная обезьяна капуцин также числится среди запрещенных к содержанию животных, в соответствии с новым законом. Как рассказывает Светлана из г. Узловая Тульской Области, приматы с их необычной силой, острыми зубами и развитым интеллектом действительно могут нанести серьезный вред здоровью при неверном воспитании.
Алексу Светлана приобрела год назад, в июле 2018 года, в зоопарке Саратова. На тот момент дикой обезьянке уже было чуть больше полгода. «Первые месяцы нахождения ее в нашей семье были самыми сложными», – вспоминает Светлана.
«Она адаптировалась к новым условиям, часто проявляла агрессию и, конечно, не обошлось без "ремонта" одной из комнат: Алекса порвала обои, потолок, сломала люстру, откосы на окнах и много чего еще. Но я к этому была готова».
Сейчас Алексе полтора года, у нее уже есть свой YouTube-канал, и благодаря строгому воспитанию и обучению проблем с поведением нет.
«Она живет не в клетке, а свободно перемещается по квартире. У нее много игрушек, ей всегда есть чем заняться. А самое главное – она понимает слово “нельзя”», – рассказывает Светлана. Алекса хорошо ладит с другими животными - сейчас вместе с ней у хозяйки живут немецкий шпиц, бельчонок, и бурый капуцин по имени Чипа, который находится у Светланы на лечении. «Чипу она восприняла как родную, заботится о ней и защищает, а та в свою очередь доверяет Алексе, и чувствует себя с ней спокойно».
По словам Светланы, самое главное в воспитании обезьяны – это поставить себя во главе стаи: «Содержание приматов в домашних условиях непросто. Они как люди – со своим характером и базовыми инстинктами. В природе они живут группами, в которых есть безусловный лидер и семья для них – это своего рода группа, в которой они непременно будут пытаться доказать свое лидерство и стать вожаком. Вот этот момент ни в коем случае нельзя упустить!»
К новому закону хозяйка Алексы относится скорее положительно, но считает, что в нем много недоработок: «Ситуация, связанная с животными в нашей стране, печальная и само собой необходимо взять под контроль продажу, содержание и вывоз/ввоз животных. Но, по моему личному мнению, нужно не запрещать, а контролировать. Полный запрет приведет к тому, что возрастет коррупция, контрабанда, стоимость животных увеличится в разы, а также возрастет смертность при их транспортировке. Как показывает практика, запреты еще никогда ни к чему хорошему не приводили».
Опытный кинолог из Самары Ирина Ходулина также неоднозначно относится к новому закону, считая что он вызывает больше вопросов, чем ответов. Хозяйка черного канадского волка и волкособа (гибрида собаки и волка, которого тоже в июле внесли в список потенциально опасных собак) недавно переехала с мужем в загородный дом, чтобы максимально обезопасить животных.
Канадская волчица Чара появилась в семье кинолога Ирины 5 лет назад. «Чара – незапланированный “ребенок”. Я взяла ее очень поздно для волка - в 2 месяца вместо 2 недель. Но она в какой-то степени уникальный зверь, потому что изначально не боялась людей – это врожденное качество, которое либо есть, либо нет», – говорит Ирина. Тем не менее, несмотря на это, она отмечает, что Чара с раннего возраста очень самодостаточна.
«Когда я ее впервые увидела, ей был месяц, но, в отличие от щенка, в ней не было вообще никакой инфантильности. Это был тот же волк, только уменьшенный в размере».
По словам хозяйки, основные отличия волков от собак – это гиперактивность и любознательность. Волкам нужно понять, как работает та или иная вещь. «Собака многие вещи воспринимает как само собой разумеющееся, потому что она живет с человеком из века в век, а для волков это все новое, и работающая стиральная машина может волка или гибрида привести в состояние эйфории - он будет просто минут 10 сидеть и на нее глядеть», – объясняет Ирина. «У меня в доме есть традиция, которую завел мой старший гибрид: когда звонит телефон, он воет. Теперь он научил ее выть тоже, а сам перестал».
Чара знает более 25 команд, участвует в съемках передач, клипов, фотосессиях и даже в обучающих семинарах. «Что главное в воспитании волка? Нужно находиться с ним 24 часа в сутки. Ну и, конечно, знание, профессиональный подход, терпение и любовь!» - говорит Ирина.
Феликс с детства интересовался необычными животными: ловил на улице жуков, бабочек и даже змей, и приносил их домой. «Родители мне не запрещали и никогда не ругали меня. Даже иногда помогали в их приобретении. А с ранних лет я мечтал хоть об одном экзотическом животном. И в какой-то момент мои мечты начали сбываться», – вспоминает он.
В разное время у него жили тараканы, пауки, и даже волки, которых он недавно отдал знакомым, построившим для них огромный вольер с хорошими условиями. Сейчас вместе с ним в обычной квартире живут 40-килограммовый питон, две кобры, три шумящие гадюки, 1,7-метровый крокодил Рокки, которому сейчас 23 года, каймановые черепахи, лысая собака и рыбки. Причем больше всего внимания требует собака – уходу за рептилиями он уделяет всего 10 часов в месяц.
Всех животных он покупал в питомниках и, несмотря на то, что некоторые из них довольно опасны, он видит в каждом из них индивидуальность и характер. «Их опасность – это их превосходство и природная защита. И к этому нужно подходить серьёзно. Нужно просто знать последствия, которые могут возникнуть. У меня все мои животные под контролем», – отмечает владелец мини-зоопарка.
«Дома меня поддерживают, и я очень рад что моя любовь к экзотическим животным никоим образом не мешает ни работе, ни личным отношениям», – радуется Феликс.