Дивногорьем эту местность назвали потому, что здесь расположены дивы – меловые столбы разной высоты. Первый пещерный монастырь на Дону находится в Малых Дивах. Его история теряется в веках: по одной из версий, ее основали в XII столетии греческие схимонахи, бежавшие от гонений католиков с Сицилии.
По другой, обитель возникла в XVII веке. На территории монастыря – шесть пещер протяженностью до 284 метров, вырубленных в дивах, где расположены кельи и храмы. В советское время его закрыли, выбросили в реку бесценную библиотеку и организовали здесь санаторий и госпиталь.
Монашеская жизнь возродилась только в 1997 году. По соседству, в Больших Дивах, находится храм Сицилийской Дивногорской иконы Божией матери – она считается чудотворной, и по преданию, спасла местных жителей от холеры в XIX веке.
Обитель расположена в Воронежской области, в нескольких километрах от Дона. Белые меловые горы неуловимо напоминают о пещерных храмах Каппадокии и о Синайской пустыне. Монастырь состоит из восьми пещер протяженностью до 220 метров. Возможно, самые первые появились еще в VIII-X веке, со временем их становилось все больше, пока в середине XVII века не возникла обитель.
Одна из святынь монастыря – чудотворная Костомаровская икона Божией Матери «Благодатное небо» в человеческий рост. Ее написал на листе цинка в середине XIX века мастер Василий Шокорев.
На ней до сих пор сохранились следы от пуль: солдат-красноармеец целился в лики младенца Христа и Богородицы, но ни один из шести выстрелов не попал в цель. На территории монастыря находится уникальная Пещера покаяния – длинный коридор, по обеим сторонам которого в нишах расположены иконы. Идущие по нему на исповедь остаются наедине со своими мыслями и осознают совершенные поступки.
Об этих местах рассказывали, что люди слышали здесь прекрасные голоса и ощущали запах фимиама. В конце XVI века крестьянин Иван Дементьев обнаружил под завалами деревьев вход в пещеру с надписью «Богом зданныя пещеры».
Первыми их жителями были монахи из Киево-Печерского монастыря, а в конце XV века местный священник выкопал в песчаном холме у речки Каменец новую пещеру, где устроили церковь Успения Богородицы.
Сегодня в ней хранится чудототворная икона Успения Божией Матери, которая охраняет псковские земли от вражеских войск. Еще один чтимый образ находится в Михайловском соборе – Псково-Печерская икона Божией Матери Умиление. На территории монастыря расположены шесть пещер: Богом зданные использовали как некрополь.
По преданию, этот монастырь основали на месте встречи князей Игоря и Всеволода Святославовичей перед походом на половцев.
Монахи жили и совершали молебны в пещерах. При Екатерине II обитель закрыли, она понемногу приходила в упадок.
Только в 1990 году пещеры начали восстанавливать и расчищать от мусора.
Первоначально здесь находился Пещерный скит Троице Сканова монастыря. С XVI века в Плодской горе рыли кельи и обустраивали храм. Пробивались новые коридоры – их общая протяженность достигала 670 метров, больше, чем в Киево-Печерской лавре.
Температура в них держится зимой и летом одинаковая – от 6 до 12 градусов. В советское время Пещерный скит был заброшен и возрожден только в 2007 – как мужской монастырь преподобных Антония и Феодосия Печерских. Внутри обустроили храм в честь Новомучеников и Исповедников Российских.
Эту обитель также называют Святыми пещерами. В 1896 году на высоком берегу речки Самары поселился Захарий Карцев: во сне ему явилась Богородица, которая велела отправляться в дорогу. В вырытой своими руками пещере вдовый казак провел два года: копал подземные ходы, проводил часы в молитве.
Постепенно у него появились единомышленники, и в 1909 году Карцев постригся в монахи. Коридоры пещер становились все глубже, за годы работы последователи отца Зосимы прорыли 256 метров ходов.
Постепенно скит разросся до монастыря. Но после 1917 года пещеры были засыпаны, а постройки обители – разрушены. Только в 2002 их восстановили, а еще через несколько лет обустроили в них храм преподобных Антония и Феодосия Печерских и часовню Великомученика Пантелеймона.
В 1844 году на небольшом удалении от Троице-Сергиевой лавры поселились несколько монахов, чтобы проводить дни в молитве и уединении. К ним прибился юродивый Филиппушка, который начал копать пещеры – постепенно появлялись одна за другой кельи и подземный храм Архангела Михаила.
Отопления в подземных коридорах, не было: единственным источником тепла служили горевшие лампады. В конце 1980-х после долгих лет забвения скит начали возрождать. Сегодня люди приезжают сюда, чтобы увидеть восстановленные пещеры и зайти в величественный собор чудотворной Черниговской-Гефсиманской иконы Божией матери.
Подписывайтесь на «Узнай Россию» в Телеграм, ВКонтакте, Одноклассниках и Дзене