«Газель» с тетрисом вышла еще в 2016 году, а всего за 39 лет существования видеоигры ее встраивали во все возможные приборы, включая стиральные машинки и вот автомобили.
Тетрис – одна из самых популярных игр в мире, если не самая популярная из них. Объединенных и подтвержденных данных по продажам нет, методики подсчета разнятся. Но игра всегда оказывается в топ-3 за все время, лишь иногда уступая Minecraft (238 млн копий) и Grand Theft Auto 5 (175 млн копий).
Если верить создателям тетриса и считать мультиплатформенные версии, то начиная с 1984 года было продано более 520 млн копий игры. То есть она на первом месте с большим отрывом. Но дело даже не в продажах – в тетрис можно поиграть совершенно бесплатно на официальном сайте и еще в сотнях мест. Дело в том, что эта видеоигра стала культурным феноменом, одним из самых узнаваемых символов электронных развлечений, живым памятником стартаперскому духу.
Русская песня «Коробушка» – саундтрек к игре – прочно во всем мире ассоциируется именно с тетрисом. Никто и не вспоминает, что у нее на самом деле есть слова, которые взяли из поэмы Николая Некрасова «Коробейники», написанной еще в XIX веке. Кстати, правами на вариации «Коробушки» уже больше десяти лет владеет The Tetris Company.
Алексей Макаренков
Личный архивКак тетрису удалось захватить весь мир? «Тетрис – это простая головоломка с простыми, но интересными правилами, максимально динамичная, – объясняет игровой блогер Алексей Макаренков. – Логика игры изучается за несколько секунд. Начать играть очень просто, но вот стать крутым игроком сложно. При этом кривая прогрессии сложности очень плавная. Это игра вне времени. Как шахматы, шашки и прочие логические игры».
Алексей Пажитнов в 2013 г.
ImagineCup (CC BY 2.0)Тетрис разработал советский программист Алексей Пажитнов в 1984 году. В 1980-е годы он работал в вычислительном центре Академии наук СССР – занимался распознаванием речи на «Электронике-60».
В то время в Москве были популярны математические головоломки-игрушки пентамино, где плоские пятиклеточные фигурки из дерева нужно было укладывать в форму-коробку. Чтобы отдохнуть от работы, вечерами Пажитнов оцифровывал эту физическую игру. Но старому компьютеру такое оказалось не под силу, пришлось упростить.
В стакан стали падать четырехклеточные фигурки – тетрамино. Так и родилось название «тетрис»: от соединения слов «тетра» («четыре» по-гречески) и «теннис» (любимый спорт Пажитнова). В первой версии не было ни уровней, ни очков, но автор и так не мог оторваться от своего детища пару недель. На самом деле за тетрис стоит благодарить не только Пажитнова. Игрой заинтересовался его коллега программист Дмитрий Павловский и познакомил Алексея с юным стажером Академии наук СССР Вадимом Герасимовым. Тот портировал тетрис на персональный компьютер – IBM PC, а потом вместе с Пажитновым добавил подсчет результатов и звук.
Однако единственным создателем игры считается лишь Пажитнов: Герасимову на тот момент было 16 лет, его попросили подписать бумагу об отказе на любые права на игру, и его имя исчезло из всех документов. И Герасимов, и Павловский, и Пажитнов сейчас живут и работают за границей. Российским СМИ Пажитнов интервью не дает, а Герасимов не выходит на связь.
Пажитнов мечтал о мировой славе для тетриса. Но тут вмешалось советское государство: за импорт и экспорт программного обеспечения в СССР отвечала компания-монополист «Электроноргтехника» (или «Элорг»), куда позже перешел работать сам программист. Так как он разработал игру в качестве сотрудника госструктуры на казенном компьютере, то и права на нее принадлежали «Элоргу», то есть государству.
Гостивший тогда в Москве владелец английской компании Andromeda Software Роберт Стейн, который занимался программным обеспечением, о таком раскладе и не подозревал. О покупке перспективной игры он договаривался лично с Пажитновым и получил от него копию игры. Стейн тут же предложил тетрис партнерам из британской Mirrorsoft (и ее американской дочерней компании Spectrum HoloByte). В итоге британцы и американцы уже обстряпали контракт на игру, права на которую еще даже не выкупили у СССР.
Этот казус быстро всплыл – заинтригованные «игрой из-за железного занавеса» журналисты CBS взяли интервью у Пажитнова. В разгар холодной войны Стейн отправился на переговоры в СССР еще раз, но получил отказ. Цена маловата.
Американцы тем временем уже подготовили версию тетриса для PC, упаковав ее в набор советских штампов: красный цвет, собор Василия Блаженного на фоне, русская народная музыка, серп и молот в названии вместо буквы С… Игра поступила в продажу в 1989 году.
Тетрис начал завоевывать мир. В США ходили байки об игре, дескать, секретное оружие КГБ должно парализовать западную экономику. В тетрис играли все, у кого были компьютеры, в том числе в рабочее время. Фанаты встречали друг друга фразой «КГБ следит за тобой».
В этот момент к борьбе за тетрис подключилась Япония в лице компании Nintendo. Не зная о реальных правообладателях, она перекупила фактически пиратскую игру у очередных незаконных владельцев и выпустила ее версию на картриджах для приставки NES (известных на постсоветском пространстве благодаря пиратскому клону – «Денди»). Двухмиллионным тиражом.
Именно с таким картриджем в руках в Москву в том же 1989 году приехал Хэнк Роджерс, президент небольшой японской компании Bullet-Proof Software, купившей липовые права на разработку консольных версий тетриса у Spectrum HoloByte. В СССР он прибыл по просьбе как раз Nintendo, чтобы договориться об официальном выкупе прав у «Элорга» для новой японской портативной консоли Game Boy. Советские чиновники наконец согласились.
Консоль Game Boy разошлась 30-миллионным тиражом. Один только тетрис принес Nintendo больше 3 млрд долларов. За почти сорокалетнюю историю тетриса Nintendo продала больше 43 млн его копий. На фоне всего этого шло множество судебных тяжб между сразу несколькими японскими, американскими и британскими компаниями за право выпускать версии тетриса для самых разных платформ.
Пажитнов до 1996 года не получил ни копейки за свое творение. Только когда закончилась первоначальная лицензия, ему стали поступать весьма скромные отчисления с продаж. Тогда же, уже переехав в США, Пажитнов вместе с Роджерсом создал The Tetris Company. В 2000-х компания начала отстаивать авторские права, добиваясь удаления со всевозможных платформ пиратских версий и клонов тетриса. Тот самый «Элорг» (уже приватизированный, ведь СССР не стало) The Tеtris Company выкупила в 2005 году за 15 млн долларов.
Константин Сахнов
Личный архивТетрис – уникальный продукт, считает Константин Сахнов, основатель студии Vengeance Games, в том числе потому, что создан был советским программистом, а игры в целом были чем-то новым для того времени:
«Первые массовые успехи геймдева (процесса создания игры. – Прим. ред.) начались с американской Space Invaders (1971) и японской Pacman (1972). Для советского потребителя все это было особенно в новинку. Он видел только игры вроде “Морского боя” и “Ну, погоди!” в автоматах и на портативных консолях. Поэтому у Алексея Пажитнова не было за плечами той школы геймдизайна, которая успела накопиться у американских и японских разработчиков».
По словам Сахнова, тетрис – это пример идеального баланса: здесь все на своем месте и каждый элемент игры работает на общее впечатление.
Тетрис, кстати, еще и самая изученная в психологии игра. Ученые Калифорнийского университета даже исследовали так называемый эффект тетриса. Они выяснили, что пациенты, игравшие в тетрис, даже с амнезией, перед сном видели проплывающие фигурки перед глазами и чувствовали желание все упорядочить.
Роджерс и Пажитнов
Frazer Harrison/Getty Images for SXSW«Перед глазами у вас будут летать не только кубики, но все, что в реальности летало на протяжении продолжительного времени, дело тут не только в тетрисе», – объясняет этот эффект врач-психотерапевт, доктор медицинских наук Лев Пережогин.
Этот эффект высмеян в сериале «Симпсоны», когда Гомер в одной из серий укладывал вещи в багажник, как фигуры из пентамино – под музыку «Коробушки», кстати.
Подписывайтесь на нас в Telegram, VK, Одноклассниках и Дзене