Мавзолей и другие знаковые работы Алексея Щусева (ФОТО)

П. К. Остроумов; Adományozó/Donor: Nagy Gyula (CC BY-SA 3.0)
Архитектора Алексея Щусева* знают прежде всего как автора усыпальницы Ленина на Красной площади. Однако ученик Ильи Репина создал немало других выдающихся проектов.

1. Марфо-Мариинская обитель, 1908-1912

Покровский собор Марфо-Мариинской обители

Свою карьеру Алексей Щусев начинал с храмовой архитектуры. Одними из его первых работ стали шатровая часовня в Александро-Невской лавре и иконостас Успенского собора Киево-Печерской лавры.

В 1908 году архитектор получил новый заказ, на этот раз в Москве – создать проект Покровского собора для недавно основанной Великой княгиней Елизаветой Федоровной Марфо-Мариинской обители. Щусев обратился к традициям псковского, московского и новгородского зодчества.

В очертаниях одноглавого белокаменного Покровского храма с двумя звонницами узнается одна из старинных кремлевских церквей – Спаса на Бору. Собор Покрова Богородицы использовали для праздничных служб и для духовных чтений.

2. Казанский вокзал, 1911-1940

Казанский вокзал в Москве

Ассиметричные формы, крупные детали, мотивы древнерусской архитектуры – живой, подвижный стиль Щусева стал заметным явлением русского модерна.

В 1910 году он решил участвовать в конкурсе на проект нового здания Казанского вокзала. От участников требовалось создать «ворота на Восток», постройку, в которой соединялись европейские и азиатские черты.

Конкурентом Щусева был знаменитый Федор Шехтель, но комиссия все же отдала предпочтение проекту Алексея.

Это была настоящая стройка века: в Москве как будто появился еще один кремль со множеством разновеликих корпусов, башенкой, напоминающей о казанской башне Сююмбике, и островерхими кровлями.

Многие идеи щусевского проекта реализовали только в постсоветское время. Например, после реконструкции 1987-1997 годов у здания Казанского вокзала наконец появилась Царская башня.

3. Мавзолей, 1924-1930

Мавзолей Ленина

После революции Алексей Щусев был невероятно востребован: создавал генплан развития Москвы, работал главным архитектором предтечи ВДНХ – Всероссийской сельскохозяйственной и кустарно-промышленной выставки.

В 1924 году он получил особенный заказ — возвести на Красной площади за трое суток временный деревянный мавзолей для гроба Ленина. Постройка надо было вписать в существующий ансамбль Красной площади. У архитектора моментально появилось решение: мавзолей будет невысокий, ступенчатой формы, с лаконичной надписью на фасаде – «Ленин».

В 1925 году Щусев начал работать над проектом каменной усыпальницы – из красного гранита, порфира, серого и черного лабрадора. Он спроектирован так, чтобы людской поток непрерывно двигался, не создавая при этом толчеи: посетители заходят внутрь по правой лестнице, обходят по кругу саркофаг с телом Ленина и покидают мавзолей по левой.

Сам архитектор называл эту работу «самым замечательным творческим переживанием за всю жизнь».

4. Гостиница «Москва», 1932-1935

Гостиница Москва в 1966 году и сейчас

Алексей Щусев работал над проектами от руки, не используя линейку – он говорил, что так в его работах появляется живость. Такой подход буквально спасал, когда надо было быстро найти решение сложной архитектурной проблемы.

Так было и с гостиницей «Москва» около Красной площади. Первоначальный ее проект в стиле конструктивизма разрабатывали сотрудники мастерской Щусева – Освальд Стапран и Леонид Савельев. Но он никак не сочетался со стилем исторических кварталов города. Отель на целый квартал должен был иметь не такой суровый облик. В итоге «спасать» проект позвали самого Щусева.

Оставив неизменным конструктивистский каркас, он дополнил его неоклассическим декором, большим восьмиколонным портиком и балконами. И, конечно, знаменитыми нессиметричными башнями. По легенде, их ризалиты (то есть части здания, выступающие за основную линию фасада во всю его высоту) оказались разными из-за того, что Сталин, утверждая проект, поставил подпись посередине чертежа. На самом деле все проще: в гостиницу «Москва» «вписали» старый «Гранд-отель», поэтому пришлось укреплять стены здания.

5. Станция метро «Комсомольская», 1947-1952

Станция метро «Комсомольская»

Одной из последних работ архитектора стала станция «Комсомольская» кольцевой линии московского метро. Расположенная на пересечении трех московских вокзалов, она должна была первой поражать и удивлять гостей столицы.

Огромный центральный зал с двумя рядами мраморных колонн выполнен в узнаваемом русском стиле, к которому Щусев прежде часто обращался. Под стать и художественное оформление станции, посвященное борьбе за свободу русского народа и победе во Второй мировой войне. Она украшена мозаичными панно с изображениями полководцев и политических деятелей, от Александра Невского до Михаила Кутузова.

*Выставка «Алексей Щусев. Архитектор, художник, директор. К 150-летию» проходит в Государственной Третьяковской галерее в Москве до 14 мая 2023 года.

А вот еще

Наш сайт использует куки. Нажмите сюда , чтобы узнать больше об этом.

Согласен