Художница Айдан Салахова
Валерий Шарифулин/TASSОльга Розанова
Общественное достояниеЕдинственная из амазонок авангарда, которой удалось придумать собственный модернизм – цветопись. Как и многие художники авангарда, Розанова много экспериментировала с новыми направлениями, прежде чем пришла к своему.
Ольга Розанова. Зелёная полоса
Музей-заповедник «Ростовский Кремль»Была футуристкой и вместе со своим возлюбленным, поэтом Александром Крученых, придумала футуристическую книгу, где текст и изображение сливались в единое целое. Их самой знаменитой работой стал черно-белый альбом «Война». Ненадолго присоединилась к группе Казимира Малевича «Супремус». В 1917 году написала свои шедевры «Зеленую полосу» и «Беспредметную композицию», которые на несколько десятилетий предвосхитили абстрактный экспрессионизм Марка Ротко и Барнета Ньюмена.
Варвара Степанова
Александр Родченко/МАММ/МДФ/russiainphoto.ruЖена и соратница авангардиста Александра Родченко, Степанова стояла у истоков конструктивизма. В 1921 г. она оставила занятия живописью, которая была объявлена конструктивистами буржуазной, направив свой талант на «полезное искусство» – дизайн.
Варвара Степанова. Рисунок для ткани, 1924
ГМИИ имени А.С. ПушкинаОна стала одним из изобретателей производственной одежды, в основе которой лежала единая форма, менявшаяся в зависимости от профессиональных требований. Вместе с Любовью Поповой в начале 1920-х работала на Ситценабивной фабрике, где разрабатывала орнаменты для тканей в духе авангарда.
Александра Экстер
Общественное достояниеОдной из первых русских художников Экстер перешла к абстрактной живописи. Узнала о кубизме в год его появления, посетив Париж в 1907 году, где познакомилась с Пикассо, Браком и Аполлинером. Прошла через увлечение кубизмом, однако прославилась своими городскими пейзажами в стиле кубофутуризма с видами Италии.
Александра Экстер. Венеция
Государственная Третьяковская галереяВ 1916 г. перешла к беспредметной живописи, которую отличали особый цвет и динамика. Создала блестящие проекты в московском Камерном театре, переведя кубизм на сцену.
Зинаида Серебрякова. Автопортрет за туалетом
Государственная Третьяковская галереяВ ее искусстве сильны отзвуки стиля модерн. Героини ее портретов – воплощение красоты и поэтичности Серебряного века. Романтичные и безмятежные, они как будто живут вне жизненных бурь, в мире вечной женственности, где не слышен грохот революций и войн.
Зинаида Серебрякова. Беление холста
Государственная Третьяковская галереяВ то же время саму художницу история пропустила через «жернова». После революции умер ее муж, Серебрякова с четырьмя детьми осталась без средств. Когда в середине 1920-х годов она уехала в Париж, двое детей остались в СССР. Самой знаменитыми работами Серебряковой стал «Автопортрет за туалетом», а также «Беление холста» из крестьянского цикла.
Наталия Гончарова
Общественное достояние«Суфражистка русской живописи» в наши дни стала самой дорогой русской художницей – цены на работы на торгах достигают £6.5 млн. В ее искусстве преломились неопримитивизм, иконопись и новейшие художественные течения авангарда. Переосмыслив религиозную живопись, Гончарова создала ее современную версию в своей крестьянской серии.
Наталья Гончарова. Хоровод
Серпуховский историко-художественный музейВ юности активно участвовала в акциях футуристов, снималась в их фильмах-акциях с обнаженной грудью. После революции переехала с мужем Михаилом Ларионовым в Париж, где в основном работала в театре в «Русских сезонах» Сергея Дягилева.
Любовь Попова
Общественное достояниеПройдя через увлечение кубофутуризмом и супрематизмом, Попова нашла себя в конструктивизме. В 1921-м обратились к «деланию вещей». «Деятельность современного художника неизбежно протекает в пределах конкретного производства», – писала Попова.
Любовь Попова. Прозодежда актера №1
Музей Людвига в КёльнеВместе с Варварой Степановой она сосредоточились на создании одежды для производства. В ее костюмах была подчеркнута прежде всего конструктивная и функциональная роль. Особый крой карманов, швов, ремней и застежек отличал образы рабочего, летчика, агитатора и других «революционных» профессий.
Вера Мухина
Александр Грибовский/TASSСкульптор-монументалист – одна из тех, кто создал героический стиль в советской скульптуре. Ее герои – титаны новой советской жизни, покорители истории. Активно участвовала в воплощении плана монументальной пропаганды в 1920-е годы.
Вера Мухина. Рабочий и колхозница
Константин Кокошкин/Global Look PressГлавная работа Мухиной – 24-метровая скульптура «Рабочий и колхозница», созданная для советского павильона на Всемирной выставке в Париже 1937 г., а сегодня возвышающаяся у парка ВДНХ. После войны работала над портретами советской интеллигенции.
Татьяна Назаренко
Виктор Великжанин/TASSИскусство Назаренко стало знаковым для 1970-80-х годов. В рамках реалистической художественной школы ей удалось воплотить чаяния своего времени, выразив голос советской интеллигенции. В центре ее внимания – личные переживания, рефлексия, ощущение неудовлетворенности, одиночества, выраженные с помощью иносказания, метафоры, аллегории.
Татьяна Назаренко. Ужин
Виктор Великжанин /TASSЕе интересует собственная судьба, судьба близких людей, жизнь ее поколения. В СССР Назаренко обвиняли и уродливом изображении действительности из-за свойственного ее стилю гротескного изображения персонажей.
Лидия Мастеркова
Виктор Великжанин/TASSОдна из немногих художниц, принадлежавших к кругу нонконформистов. В 1950-е она присоединилась к «лианозовской группе», куда входили неофициальные поэты и художники – Оскар Рабин, Генрих Сапгир и Владимир Немухин, с которым художница состояла в гражданском браке 14 лет.
Лидия Мастеркова. Одна, потеряна, забыта
Лидия МастерковаМастеркова писала в стиле метафизической абстракции, наделяя геометрические формы сакральным значением. Также в своих композициях она использовала технику коллажа, включая в живопись кружево, парчу и старинные ткани. Участвовала в легендарной «Бульдозерной выставке», после разгрома которой в 1975 году уехала в Париж.
Ирина Нахова
Артем Житенев/SputnikВ 1980-е годы Нахова вошла в круг московского концептуализма. Стала первой в СССР художницей, создавшей в своей московской квартире тотальную инсталляцию «Комнаты», как пример жанра энвайронмент.
Мультимедийная инсталляция Ирины Наховой «Зеленый павильон» на Венецианской биеннале
Global Look PressВ начале 1990-х переехала в США. В своих инсталляциях использует разные медиа: живопись, фотографию, коллаж, видео. Одна из самых известных ее работ – гигантская вагина из инсталляции «Побудь со мной», которая тесно сжимает зрителя. В 2015-м она представляла Россию в национальном павильоне на Венецианской биеннале.
Айдан Салахова
Илья Питалев/SputnikГлавная одалиска современного российского искусства исследует судьбу женщины Востока в современном мире. Ее искусство искрит от напряжения, которое возникает на стыке существования Востока и Запада, традиции и современности, вечности и сиюминутности. Ее восточные красавицы пребывают в мире неги и соблазна, пряча взрывную сексуальность за хиджабом.
Айдан Салахова. Серия скульптур «Объекты» на выставке Fascinans and Tremendum в Московском музее современного искусства
Руслан Кривобок/SputnikПоследнее время Салахова оставила живопись ради скульптуры, самостоятельно вырезая из каррарского мрамора символы своей художественной вселенной - фаллосы-минареты и вагины-каабы.
Ирина Корина
Сергей Карпухин/TASSКак ироничный исследователь постсоветской культуры, Корина безошибочно сканирует картину современной русской жизни. Она работает в жанрах инсталляции и объекта, с мастерством сценографа режиссируя свет, звук и пространство.
Ирина Корина. Инсталляция «Благие намерения» на Веценианской биеннале
Global Look PressНо главным голосом в хоре выразительных средств, которые она использует, стала фактура. Художница настолько тонко чувствует материал, что в сочетании клеенчатых сумок, черепицы, гофрированного металла, сайдинга, ламината, пакетов и обрывков обоев, которые она использует в работах, наше время вырисовывается во всех своих приметах. Ее выставки проходили во многих музеях мира; она была участницей Основного проекта Венецианской биеннале в 2017 году.
Ольга Чернышева
Garagemca/WikipediaЧернышева работает в разных жанрах – живописи, графики, фотографии, но наибольшую известность ей принесли произведения в жанре видеоарта. Ее дипломная работа во ВГИКе была посвящена Павлу Федотову, самому саркастичному русскому художнику XIX века. С тех пор федотовский дух не оставляет художницу.
Ольга Чернышева. Фото из серии «Охранники»
APОна внимательный и ироничный наблюдатель постсоветской жизни со всеми ее надеждами, обманутыми мечтами и противоречиями. Чернышева – одна из самых выставляемых на Западе российских художниц и единственная русская, вошедшая в новую книгу «Women artists» издательства Thames & Hudson.
Анна Желудь
Катя Чувашова/WikipediaАнна — художник, поэтизирующий «красоту неприглядности». В фокусе ее внимания самые прозаичные предметы, окружающие нас в повседневной жизни – старые сиротливые бидоны, кастрюли, чайники и утюги стали ее героями сначала в живописи, а затем в скульптуре, которую она создает из гнутого металлического прута.
Анна Желудь «Специальное место»
Александр Вильф/SputnikЖелудь оставляет от вещей одни каркасы, чтобы, потеряв железную плоть, они преобразились в идеи предметов, свои двойники, позабывшие житейское предназначение. Она участвовала с проектом «Коммуникации» в основном экспозиции 53-й Венецианской биеннале.
Таус Махачева
Евгения Новоженина/SputnikМахачева, посвятила свое искусство исследованию того, как древние культурные традиции и обряды существуют в современной культуре Дагестана. Выпускница Goldsmiths и Королевского колледжа в Лондоне, она работает в жанре видеоарта, создавая как постановочные, полные иронии сюжеты, так и собирая истории из жизни.
Таус Махачева. Путь объекта
APЗа образ женщины-супергероя СуперТаус в проекте «Без названия 2» Махачева получила российскую Премию Кандинского в 2016 году.
Читайте также: 10 самых сумасшедших акций современных художников