На первый взгляд, Александр – обычный молодой папа творческой специальности. На маленькой кухне хрущевки он несколько раз зависает перед пустым вордовским файлом. Еще пара минут и его жена уйдет на работу, а его вниманием безраздельно завладеет маленький Миша.
Через мгновение в его сообществе «ВКонтакте» появляется новый пост: «Ребят, кто знает, как заставить себя сесть за сценарий? Уже который день пытаюсь, но что-то не идет…»
На самом деле Александр – 26-летний священник Русской православной церкви, который пытается написать сценарий для своего нового ролика на YouTube на практически крамольную тему. Влияет ли покупка свечей в церкви на то, услышит ли Бог твою молитву?
Первый ролик на канале Александр опубликовал три года назад, вдохновившись опытом коллеги – Александра Митрофанова, у которого на тот момент было уже 5 тысяч подписчиков на YouTube.
«Тогда на российском YouTube практически не было священников. Он был одним из первых», – вспоминает Александр. В то же время, иерархи церкви осознавали необходимость выхода проповеди христианства в интернет, подталкивали молодых активных священников к этому и разработана даже памятка для священников-блогеров, которая напоминает им, что они могут и должны, а чего и не могут и не должны делать на пространстве интернета (в прошлом году РПЦ даже провело конкурс священников-блогеров, на которой Александр занял II второе место, первого не получил никто).
Изучив видео Митрофанова, Александр на подаренные на свадьбу 200 долларов купил доисторическую видеокамеру и приступил к экспериментам. Он начал простым и понятным языком говорить с потенциальными зрителями о том, что считал важным: почему секс до брака – это плохо и как церковь относится к татуировкам и аниме. Александр также хотел, чтобы его зрители смогли убедиться, что христианство вовсе не устаревшее мракобесие, а актуальная помощь в решении самых острых современных вопросов. Так как батюшкой он служит в маленькой сельской церкви (он не раскрывает точного места), то его реальная паства – одни старушки, которые и в интернет не ходят. Поэтому Александру пришлось опытным путем нащупывать тот язык, на котором он должен говорить с интернет-аудиторией.
Сначала подписчиков было совсем немного, но постепенно люди потянулись и сейчас у Александра честных 25 тысяч (у коллеги, с которого он брал пример, подписка выросла с 5 до 8 тысяч). Его самый популярный ролик набрал 75 тысяч просмотров. Это был ответ на высказывание другого священника – Всеволода Чаплина, потребовавшего запретить показ в российских кинотеатрах фильма «Матильда» режиссера Алексея Учителя о романе российского императора Николая II с балериной Матильдой Кшесинской. В своем видео Александр призвал Чаплина «не выдавать свои мыслишки за волю Бога».
«Каким макаром фильмы этого человека (Алексея Учителя – ред.) могут угрожать России? Не "Матильда" является фронтменом уничтожения российской державы. В России полно других проблем, на фоне которых "Матильда" – это пыль. Аборты, коррупция, плохие дороги, наркотики, алкоголь – вот проблемы», – сказал в своем блоге Александр. По его словам, такой ролик был необходим, чтобы люди видели, что мнение Чаплина – это вовсе не мнение всей Церкви, что внутри нее есть и другая позиция.
Конечно, у Александра есть свои хейтеры. Самые невинные –атеистически настроенные школьники, которые пишут ему в комментах, что священникам нечего делать на YouTube и не стоило и начинать. Прочитав такие сообщения, Александр легким движением мышки отправляет пользователей в черный список, а сам после этого обычно даже испытывает прилив вдохновения, который помогает победить прокрастинацию.
Намного хуже хейтеры из особенно ортодоксальных православных. Например, православные казаки иногда обещают найти и избить. «Я им не нравлюсь тем, что я позволяю себе говорить современным понятным языком, а не так, как в церкви», – рассуждает Александр.
В отличие от более популярных блогеров, у Александра нет менеджера, стилиста, звукорежиссера или оператора – как и денег на зарплату команде. Из оборудования – микрофон, новая камера – подарок подписчика, планшет с текстом вместо суфлера и студийный свет, бьющий в белый фон и в лицо Александра, как на допросе. Образ для съемки Александр выбрал классический – рясу и крест на шее.
Александр снимает студию для съемок и битых три часа к ряду бегает от камере к фону и обратно, настраивая фокус, баланс белого и зачитывая текст с разными движениями и интонацией – от добродушной до почти агрессивной.
Его YouTube канал не содержит рекламы, кроме предпоказа рекламы на первых 15 роликах. Священнику уже предлагали рекламировать китайские наушники, православные издания и даже услуги православных психологов, однако репутация важнее. Поэтому он продолжает служить в церкви за скромные $400 в месяц и в свободное время снимать ролики.
После публикации видео YouTube батюшка выкладывает его в православных сообществах. Частью пиара являются ответы на комментарии и вопросы подписчиков.
Разрешает ли церковь заниматься йогой, как избавиться от греха курения сигареты, можно ли во время секса с возлюбленной думать о Боге – такие вопросы Александр получает каждый день. Для него эта скучная, но необходимая рутина.
«Ты хочешь говорить о Боге, но тебе приходится объяснять, что если у тебя болит спина – нужно не только молиться, а пойти ко врачу. При этом важно не брать на себя слишком много, потому что я не врач, не психолог и не психиатр. Моя задача – приводить людей ко Христу», – считает священник.
У Александра есть идея снять ролик о ВИЧ и СПИД и развеять мифы «некоторых священнослужителей» о том, что этих болезней не существует. По его словам, на самом деле церковь признает заболевания и призывает с ними бороться.
Кроме высоких целей у батюшки-блогера есть и вполне земные: больше уделять внимания сыну и жене и набрать 100 тысяч подписчиков на канале (о миллионе он даже не мечтает).
«Нужно заразить блогерством молодых священников, чтобы они шли на YouTube. И единицы из них смогут собрать миллион», – размышляет священник.
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:
«Навстречу Богу на скейте: один день из жизни современного семинариста (ФОТО)»