Почему русский художник, нарисовавший “Фантастических тварей”, не уезжает на Запад

Макс Костенко
Макс Костенко живет в провинциальном Подольске, но рисует для Голливуда. Он совершенно не стремится к знаменитости и предпочитает Миядзаки собственным "фантастическим тварям".

В прошлом месяце сиквел “Фантастических тварей” захватил бокс-офис США и России. То же самое случилось два года назад и с первой частью истории про магических существ из вселенной Гарри Поттера. В обоих случаях рисовал “тварей” российский иллюстратор Макс Костенко из Подольска.

Макс нигде не учился рисовать, у него нет специального образования. В 11-м классе он попытался поступить в университет на отделение графики, но не набрал балла. В итоге пошел учится на юриста, “в сомнительное заведение” недалеко от Подольска, а параллельно работал на заводах и стройках, был упаковщиком.

Желание уйти с завода и поменять физический труд на творческий побудило Макса начать изучение фотошопа. С тех пор прошло больше 12 лет, и теперь он - внештатный сотрудник DreamWorks, а помимо рекламы для брендов вроде Volkswagen и Mercedes,  в его портфолио есть такие проекты как “Конг: Остров черепа” и “Монстр-траки”. Russia Beyond поговорили с Максом Костенко о том, как работать с Голливудом из крохотного города в России, почему он все еще там живет и как он пришел к успеху.

О работе с Голливудом

После завода Костенко устроился в дизайнерскую студию, где делал веб-сайты. Но вскоре понял, что это тоже не совсем то, чем бы он хотел заниматься. Он начал делать иллюстрации и выкладывать их на сайты вроде Revision. Поначалу - бесплатно, затем появились клиенты. А когда заказов набралось на месяц-полтора - он ушел с работы.


“Через несколько месяцев со мной связался агент из Франции. И я узнал, что есть рынок иллюстраторских агентств - эти люди ищут тебе клиентов на западных рынках и берут процент. У меня появился еще один агент в Великобритании, еще позже - в Америке”, - рассказывает он.

В какой-то момент лондонской студии спецэффектов понадобился персонаж наподобие того, что делает Костенко. Его порекомендовали и он начал работать. “Сфера концепт-арта в киноиндустрии достаточно узкая. Там люди знают друг друга. Если ты показал себя один раз хорошо, то тебя будут советовать. По сути, все что я делал: это регулярно обновлял портфолио и выкладывал его везде, где только можно. Правда, с поправкой на то, что меня уже знали неплохо в профессиональном сообществе и до проектов с Голливудом”, - говорит он.

Обычно ему просто присылают письмо с предложением и техзаданием, ставят дедлайн и ждут результатов: “Я английский знаю не идеально: по почте общаюсь без проблем, но когда мне звонят, мне не очень комфортно”.

Офис или фриланс

Раньше Макс считал, что хотел бы работать в офисе Pixar, Disney или DreamWorks. Но пять лет в сфере концепт-арта привели его к другому выводу.

“Фрилансеры - это такие люди, которые забирают сливки с проекта. Когда ты в офисе - ты подневольный человек, тебе отдается любая работа. В офисе ты можешь прорисовывать фон или мечи. И это не всегда так интересно. А когда нужно нарисовать главного персонажа, клиент понимает, что лучше обратиться к узконаправленному специалисту, кто занимается только этим. И тогда они идут ко мне”, - говорит он.

“В офисе люди решают широкий спектр задач. Фрилансеры делают только то, что умеют лучше всего, и еще они могут выбирать, с кем работать”.

О деньгах

В среднем, сроки производства кинопроектов - от двух недель до полугода. “А стоимость рабочего дня концепт-художника на западе в среднем $500-1000. Бывает, что доходит и до $1500-2000, но это цена самых топовых“, - говорит Макс. Только на одной части “Фантастических тварей” он был задействован около трёх месяцев.

О жизни в Подольске и “Фантастических тварях”

Макса многие спрашивают, что он делает в Подольске - в городе, где живет 200 тысяч человек, есть один единственный кинотеатр и нет IMAX. Ведь теперь он может уехать, куда захочет. 

“Меня немного смутило, что у всех ощущение будто если ты добиваешься какого-то успеха, то обязательно нужно куда-то уехать. Я пока не вижу смысла куда-то бежать. Я живу в Подольске всю жизнь, у меня здесь друзья, семья. Я живу рядом с лесом, здесь свежий воздух. Меня вообще все устраивает”.

“Я впервые посмотрел “Фантастических тварей” в кинотеатре в Москве. Никаких особых эмоций не было. Для меня это просто продукт. Я не визжал от восторга и не плакал от счастья, когда увидел своих персонажей. Если честно, я вообще не фанат “Фантастических тварей” и развлекательного попкорн-контента. Миядзаки мне намного ближе”.

“Мои друзья и знакомые не совсем в курсе, чем именно я занимаюсь. Они знают, что я что-то рисую. Так что мне они ничего не говорят, никакого фидбэка”.

Как придумываются персонажи

“Мой рабочий процесс не связан с вдохновением. Это не та сфера, где ты можешь быть зависим от таких вещей. Я сажусь за стол и просто начинаю делать”, - рассказывает Макс.

По его словам, сам процесс похож на сбор конструктора: все его персонажи - это комбинации из очень простых форм, зачастую никак не относящихся друг к другу. Получается что-то сложное и оригинальное. Студия забирает эскизы и продолжает дорабатывать его и анимировать. “В итоге одно существо может быть твоим на 60%, другое - на 20%”.

“Я к своим существам отношусь, честно говоря, очень критично. Мне они нравятся в процессе работы, а после я уже нахожу мелкие недочеты и начинаю сомневаться. Сейчас самые любимые это белая обезьяна, похожая на ленивца, из первой части “Тварей” (у нее поменяли только нос) и мой вариант большой “китайской” кошки из второй части. В фильме она выглядит несколько иначе, но моя мне кажется лучше”.  

А вот еще

Наш сайт использует куки. Нажмите сюда , чтобы узнать больше об этом.

Согласен