Размер: 698 x 594 см (41,4 м²)
Самая большая картина нашего списка писалась почти 20 лет. Уже будучи опытным автором исторических полотен, Маковский вдохновился шедевром Репина "Запорожцы пишут письмо турецкому султану" и решил переплюнуть мастера. В центре картины земский староста Кузьма Минин, герой освобождения Руси от польской интервенции 1612 года, призывающий нижегородцев собрать казну, чтобы помочь освободить страну от поляков.
Картину купило Министерство императорского двора и подарило Нижнему Новгороду на юбилей династии Романовых. Сейчас она хранится в отдельном помещении Нижегородского государственного художественного музея (поблизости от событий, описанных в картине).
Размер: 540 × 750 см (40,5 м²)
Иванов работал над полотном в течение 20 лет в Италии. Царская семья оплатила транспортировку картины в Петербург, где она была выставлена вместе с многочисленными эскизами.
После смерти художника картину купил император Александр II и передал в дар первому публичному Руменцевскому музею в Москве. Для нее был построен отдельный особняк, а позже и отдельный зал в Третьяковской галерее, куда она переехала после революции.
Лица паломников, святых и Христа Иванов писал с античных статуй, пытаясь придать им восточные черты. А вот лицо странника с посохом (сидит справа от центральной фигуры Иоанна Крестителя) считают автопортретом художника.
Размер: 400 × 877 см (35 м²)
Самое крупное полотно из нашего списка было написано Ильей Репиным. Заказ на полотно в жанре "групповой портрет" поступил лично от императора Николая II.
Репин присутствовал на торжественном заседании совета и сделал общую фотографию, которая помогала ему в работе. Однако для эскизов портретов каждый из членов совета позировал художнику и его помощникам - Ивану Куликову и Борису Кустодиеву - отдельно.
Репин должен был изобразить, как Николай II читает торжественную речь, но художник решил добавить эмоций и движения и изобразил процесс раздачи медалей. Все эскизы Репин утверждал лично у императора.
Изначально картина была выставлена в Мариинском дворце в Петербурге - там, где и заседал совет. Позже она была передана Русскому музею, где сегодня вместе с эскизами занимает огромный зал.
Размер: 456,5 × 651 см (29,7 м²)
Идея большого полотна о гибели Помпеи пришла к Брюллову во время поездки в Неаполь, а основная работа над картиной шла в Риме в течение шести лет. Художник тщательно изучал архивные исторические источники, и, конечно, руины самого города.
Картина имела огромный успех: ее выставляли в Милане и Париже, а потом привезли в Петербург и презентовали царю Николаю I. Сначала полотно выставили в Эрмитаже, и весь город стекался посмотреть на нее.
В конце XIX века работа была передана Русскому музею, где находится и сейчас.
Размер: 325 × 611 см (19,8 м²)
Поленов - один из главных русских религиозных живописцев. Он взялся писать “Христоса и грешницу под впечатлением от "Явления Христа народу" Иванова. В поисках вдохновения он путешествовал по Ближнему Востоку и в погоне за достоверностью делал огромное количество зарисовок зданий и портретов местных жителей. Все костюмы героев собственноручно сшила жена Поленова, и художник писал их с натуры.
На деньги, вырученные от продажи картины (ее купил император Александр III) художник приобрел усадьбу и построил дом (ныне музей Поленово), где предусмотрел специальный зал для полноформатного эскиза к картине. Оригинал работы выставлен в Русском музее в Санкт-Петербурге.
Размер: 304 × 587,5 см (17,9 м²)
Еще один масштабный шедевр Третьяковки отражает трагический момент русской истории - церковный раскол. Богатая боярыня, которую увозят в кандалах, показывает два пальца как символ того, что ее старую веру не смогли сломить.
Суриков родился и вырос в Сибири, где было много старообрядцев, поэтому тема раскола всегда его интересовала. Персонажи, в том числе и боярыня, срисованы со случайных встречных. В зале музея вместе с картиной можно увидеть эскизы их портретов.