Идеолог беспредметного искусства, придумавший супрематизм — комбинацию цветных и черно-белых фигур, одно из главных направлений в искусстве русского авангарда.
Черный квадрат, 1915
Третьяковская галереяАвтор легендарного «Черного квадрата», споры вокруг которого не утихают до сих пор, Малевич сегодня стал и одним из самых дорогих художников своего поколения — его «Супрематическая композиция» была продана на Christie’s в 2018 году за рекордные $85,8 млн.
Одного из основателей абстракционизма почитали и при жизни — как в России, где он работал до 1921 года, так и в Германии, куда он эмигрировал и откуда его искусство «проросло» в Европу и Америку.
Композиция VII, 1913
Третьяковская галереяОдной из поклонниц его цветасто-пятнистых «композиций» была знаменитая галерист и коллекционер искусства модернизма Пегги Гуггенхайм. Во многом ее заслуга в том, что работы Кандинского активно выставлялись по обе стороны океана, и он обрел массу последователей, от Джексона Поллока до Герхарда Рихтера.
Один из основателей конструктивизма и участник легендарной «Последней футуристической выставки «0,10», где впервые был представлен «Черный квадрат», по мнению ряда критиков, выступил на ней гораздо более впечатляюще, чем Малевич.
Башня Татлина, 1919
Архивное фотоТам он впервые представил свои контррельефы — объемные конструкции из разных материалов с акцентом на беспредметность. Он — автор знаменитых утопических проектов: Башни III Интернационала и орнитоптера «Летатлин», который так и не взлетел, а сегодня «парит» под потолком в Третьяковской галерее.
Родченко можно назвать мультиинструменталистом — ему, кажется, были подвластны все возможные жанры и техники. Он писал картины, делал скульптуру, фотографировал, оформлял театральные и кинопостановки, а также выступал как дизайнер — первую в СССР рекламную кампанию приписывают именно ему.
Рекламный постер Ленгиза, 1925
Архивное фотоНаряду с Владимиром Татлиным и Алексеем Ганом, его считают основателем конструктивизма в молодой Стране Советов.
Гончарова, вероятно, главная среди «амазонок авангарда», как назвал женщин-художниц движения их современник, поэт-футурист Бенедикт Лившиц. Она участвовала практически во всех авангардных выставках начала XX века.
Ангелы, мечущие камни на город, 1911
Третьяковская галереяВ работах культивировала свою любовь к народному искусству (лубку), иконописи и даже Испании (испанских дам в разных стилях она писала более 20 лет), умело препарируя образы в новаторском духе.
Художник и архитектор, успевший поработать как на авангард, так и на развитие советского пропагандистского искусства и даже на легендарное голландское объединение De Stijl, одним из основоположников которого был Пит Мондриан.
Клином красным бей белых, 1919-1920
Public domainСреди главных достижений Лисицкого — изобретение проуна (равновесных конструкций из геометрических тел) и внедрение идей супрематистов в архитектуру.
Муж и соратник Натальи Гончаровой, прошедший с ней долгий путь в искусстве и в жизни, от первых полуподпольных выставок бунтарей до эмиграции и тяжестей жизни во Франции.
Петух (лучистый этюд), 1912
Третьяковская галереяНесмотря на изобретение им собственного живописного направления — лучизма (объекты будто складывались из пронизывающих пространство лучей), его творчество долгое время оставалось в тени наследия Наталья Гончаровой.
Кубофутуристические и супрематические полотна — визитная карточка художницы, прожившей короткую, но яркую жизнь. Дочь богатого коммерсанта после революции 1917 года осталась в новой России ради нового искусства – первые годы Советской власти проходили под знаменами авангарда.
Композиция с фигурами, 1915
Пермская государственная художественная галереяОна была ученицей Малевича, членом созданной им группы «Супремус», но пошла дальше своего учителя. Практически не востребованные при жизни, ее произведения сегодня хранятся в Третьяковской галерее и Русском музее, нью-йоркском MoMA и мадридском Музее Тиссена-Борнемисы.
Приятельницу Пикассо можно считать самой интернациональной художницей авангарда: Экстер, обучавшаяся искусству в Париже, успела поучаствовать в новаторских выставках во Франции, Италии и России.
Венеция, 1918
Третьяковская галереяВместе с Поповой вступила в «Супремус», оформляла невероятными футуристическими декорациями и костюмами театральные постановки. После эмиграции в 1924 году авангардная удаль постепенно уходила из ее работ, и многие поздние произведения выполнены почти в фигуративном стиле.
Ученик знаменитого передвижника Ильи Репина продолжил учебу во Франции, где впитал идеи кубизма и фовизма и привез их в Россию. Именно Пуни стал организатором футуристических выставок «Трамвай В» и «0,10», где впервые был представлен супрематизм Малевича и другие направления авангарда.
Автопортрет, 1921
Архивное фотоПозже, эмигрировав, в 1923 году он распрощался с беспредметной живописью и почти полностью посвятил себя примитивному искусству.