Одна из звезд советской фотографии - Михаил Грачев (1916–2011) - был прежде всего известен своими street style photo, как бы их сейчас назвали. Он снимал хронику повседневной жизни обычных советских людей. И в объективе его фотокамеры часто бывали дети, так что сейчас мы можем судить по этим снимкам, как выглядела жизнь самых маленьких советских граждан.
Утро в Алма-Ате, 1950-е
Михаил Грачев/МАММ/МДФ«Спасибо товарищу Сталину за наше счастливое детство!» - эта фраза с физкультурного парада на Красной площади 1936 года стала не просто крылатой, она превратилась в настоящий пропагандистский лозунг.
Зимние забавы, 1950-е
Михаил Грачев/МАММ/МДФЕе штамповали на плакатах, афишах, открытках, почтовых марках, ее можно было встретить в школах, лагерях, детских садах, парках, да и много где еще. А снимки, сделанные в том числе и Грачевым, стали яркой иллюстрацией выдвинутого генсеком тезиса.
В метро, 1950-е
Михаил Грачев/МАММ/МДФС 2-3 месяцев ребенка можно было отдать в ясли, а потом в детский сад. Советские женщины должны были трудиться на благо родины и не могли долго сидеть в декрете. (Сначала отпуск по уходу за ребенком ограничивался сроком в полгода, в 1970-х увеличился до полутора лет. Сейчас официальный декрет длится 3 года, но женщина вправе выйти на работу раньше).
Детский сад, 1930-е
Михаил Грачев/МАММ/МДФС 6-7 лет дети шли в школу, а с 9 лет вступали в пионерскую организацию. Быть пионером считалось почетным (хотя пионерами становились практически все, за редким исключением). У пионеров были свои законы: они должны быть преданы родине, быть честными, храбрыми и хорошими товарищами.
Пионеры, 1960-е
Михаил Грачев/МАММ/МДФЛетом, когда школьных занятий не было, многих детей отправляли в пионерские лагеря. Те, кому повезло чуть больше, ехали на море, но было также много лагерей рядом с городами. Часто там были реки или озера, но могло и не быть водоема.
Пионерский лагерь, 1930-е
Михаил Грачев/МАММ/МДФСоветские дети были и должны были быть любознательными. Существовало огромное количество кружков, которые посещали после школы. Одним из самых популярных были кружки юных натуралистов, сокращенно - юннатов. Детям рассказывали о флоре и фауне регинов, где они жили - и выводили на занятия на природу. С 1928 года стал издаваться научно-популярный журнал «Юный натуралист», который, кстати, выходит и по сей день.
Юннаты, 1930-е
Михаил Грачев/МАММ/МДФДругим распространенным развлечением были военные игры, они также назывались «зарницами». Это очень похоже на школы бойскаутов.
Военные игры, 1930-е
Михаил Грачев/МАММ/МДФДети должны были научиться ориентироваться на месте, работать в команде и выполнять приказы командиров. Военными играми воспитывали соревновательный дух и конечно, патриотизм.
Военные игры, 1930-е
Михаил Грачев/МАММ/МДФПосле второй мировой многие дети играли в «войнушку» с ранних лет и стреляли из рогаток и воображаемых ружей по воображаемым нацистам, мечтая скорее пойти в школу и поучаствовать в военных играх.
Военные игры, 1930-е
Михаил Грачев/МАММ/МДФЗанятия физической культурой были одним из основных предметов в школе. Детям активно прививали спорт, поощряли участие в различных соревнованиях и получение спортивных разрядов. Популярны были легкая атлетика, спортивная гимнастика, футбол, волейбол, спортивная стрельба, беговые лыжи.
Школа, 1940-е
Михаил Грачев/МАММ/МДФБыли и более «спокойные» кружки: шахматы, кройка и шитье. Очень популярными были кружки авиамоделирования и другие конструкторские занятия. Советские дети не только развивали мелкую моторику рук, но и вполне могли определиться с будущей профессией, а ведь Советскому Союзу нужны были инженеры.
Авиамоделисты, 1937 - 1939
Михаил Грачев/МАММ/МДФПланеристы, 1937 - 1939
Михаил Грачев/МАММ/МДФУ макета, 1937
Михаил Грачев/МАММ/МДФВся пионерская организация была выстроена так, что у каждого ребенка был старший товарищ, который обязан был наставить его на путь истинный и непременно указать на «непионерское» поведение.
Школьная дежурная, 1955 - 1959
Михаил Грачев/МАММ/МДФДетей учили также самостоятельности, в школах, например, были дни самоуправления. Но были также и целые профориентированные организации, где всем заведовали дети. Например, детская железная дорога.
Детская железная дорога в Кратово, 1945 - 1949
Михаил Грачев/МАММ/МДФДети здесь работали и водителями состава, и кондукторами, и билетерами. А кататься могли все желающие. Фотограф Михаил Грачев сделал целый репортаж о такой железной дороге в подмосковном Кратово. Кстати, она работает до сих пор.
Детская железная дорога, 1945 - 1949
Михаил Грачев/МАММ/МДФДетская железная дорога, 1945 - 1949
Михаил Грачев/МАММ/МДФПроцветала в СССР и творческая самодеятельность, поэтому в школах дети сами ставили спектакли к праздникам и сами шили к ним костюмы.
Школьный театр. Спектакль «Муха-цокотуха», 1970-е
Михаил Грачев/МАММ/МДФКстати, и в классе после уроков дети убирались тоже сами.
Уборка класса, 1950
Михаил Грачев/МАММ/МДФ