Иван Кожедуб: лучший советский ас Великой Отечественной войны

Иван Кожедуб у своего самолета Ла-5ФН, 1944 г.

Иван Кожедуб у своего самолета Ла-5ФН, 1944 г.

Иван Шагин/Sputnik
Он был лучшим не только в ВВС Советской армии, но и среди всех летчиков-истребителей антигитлеровской коалиции.

«Моя жизнь навсегда связана с авиацией. Без неба я жить не могу», – писал в своих мемуарах советский летчик Иван Никитович Кожедуб. Он сбил 64 самолета противника, что делает его самым результативным летчиком-истребителем среди военно-воздушных сил всех стран, сражавшихся против нацистов во Второй мировой войне.  

На фронт Кожедуб попал довольно поздно – лишь в марте 1943 года. Тогда его славный боевой путь мог окончиться, так и не начавшись. В первом воздушном бою над Воронежем его Ла-5 попал под огонь не только немецких бомбардировщиков, но и советских зениток. Иван Никитович тем не менее сумел посадить свой поврежденный самолет в поле.

Летчик-истребитель Иван Кожедуб принимает от боевых товарищей поздравления с 60-й победой в воздушном бою

Звездным часом летчика стала масштабная Курская битва лета 1943 года. 6 июля он сбил свой первый вражеский самолет – бомбардировщик «Юнкерс» Ю-87. На следующий день сбил еще один, а 9 июля уничтожил сразу два немецких истребителя «Мессершмитт» Bf-109.

Истребитель Ла-7 Ивана Кожедуба

Так Кожедуб описывал одну из тех своих побед: «Вслед за мною увязались два “Мессершмитта”… Я спиралью шел спокойно вверх. Немцы тянулись за мною, идя с чрезмерно крутым углом. Мне сразу стало понятно, что при таком наборе высоты немцы должны или отстать, или “повиснуть”. Я стал внимательно следить за ближним “Мессершмиттом”. Действительно, вскоре немец выдохся и, потеряв скорость, “завис”. Быстро переложив своего “Лавочкина” в ранверсман (фигура высшего пилотажа, позволяющая быстро переменить направление полета), я пошел навстречу немцу и зажег его с первой же хорошей очереди». 

Трижды Герой Советского Союза Иван Кожедуб

4 февраля 1944 года старший лейтенант Кожедуб получил свою первую «Звезду» Героя Советского Союза. На тот момент на его счету было 20 сбитых самолетов противника. 

Спустя полгода ему вручили вторую «Звезду». К этому времени число побед увеличилось до 48. Трижды Героем Иван Никитович стал уже после Победы, в августе 1945 года.

Кожедуб на XVI Всесоюзных состязаниях летающих моделей в 1947 году

Секрет успеха советского аса заключался в умении моментально разобраться в ситуации, правильно оценить риски и найти верное решение. Кожедуб виртуозно владел истребителем и умело применял разнообразные маневры: «змейка», «отрыв», «горка» и другие. «Точный маневр, ошеломляющая стремительность атаки и удар с предельно короткой дистанции» – так Иван Никитович определял основу воздушного боя.

Полковник Александр Покрышкин, маршал Советского Союза Георгий Жуков, майор Иван Кожедуб в Кремле в 1945 году

Кожедуб постоянно работал над улучшением своего глазомера, зрительной памяти и наблюдательности. Понимал он и важность физической подготовки: «Летчик, закаленный физически, легко переносит и резкие снижения с большой высоты на малую, и перегрузки. Иногда от перегрузок темнеет в глазах. А как только придешь в себя, сразу включаешься в боевую обстановку и снова действуешь на любой высоте, при любой скорости, в любом положении. Многое удается благодаря спортивным упражнениям: даже во фронтовой обстановке и мои товарищи, и я находили время для зарядки».   

Кожедуб в 1964 году

Отваги Ивану Никитовичу было не занимать. В битве за Днепр осенью 1943 года он в одиночку атаковал группу из 18 немецких бомбардировщиков, идущую без прикрытия истребителей. 

«Отвесно пикирую с высоты 3500 метров, развиваю максимальную скорость. Быстро сближаюсь. Прицеливаться трудновато. Открываю огонь по голове колонны, чтобы внести панику в боевой порядок. Врезаюсь во вражеский строй. Фашистские стрелки открывают ответный огонь. Уклоняюсь от трассы. Кидаю самолет из стороны в сторону. Появляюсь то сбоку, то вверху, то внизу. Мотор работает четко. Самолет послушен каждому моему движению… Неожиданные маневры, поворотливость, точность, быстрота действия вызывают во вражеском строю смятение. Самолеты прекращают бомбить, выходят из пикирования…»

Кожедуб в 1965 году

Кожедуб стал одним из первых летчиков в антигитлеровской коалиции, кому удалось сбить реактивный «Мессершмитт» Ме-262. К сожалению, на счету летчика, по его словам, и два американских истребителя P-51 «Мустанг», которые по ошибке атаковали его самолет в апреле 1945 года. О том, что схлестнулся с союзниками, советский ас понял слишком поздно, когда схватка уже завершилась.

Иван Кожедуб и глава бельгийской военной делегации генерал-лейтенант Ж. В. Виварио, 1968 г.

В 1951 году Иван Никитович отправился на войну в Корею. Он возглавил 324-ю истребительную дивизию, которая под его началом одержала 216 воздушных побед. Самому полковнику участвовать в боях было категорически запрещено.

Иван Кожедуб в 1973 году

В дальнейшем прославленный летчик остался в структуре Военно-воздушных сил и в 1985 году дослужился до звания маршала авиации. Он скончался 8 августа 1991 года, всего за несколько месяцев до распада Советского Союза.

Кожедуб во время демонстрации трудящихся на Красной площади 1 мая 1984 г.

А вот еще

Наш сайт использует куки. Нажмите сюда , чтобы узнать больше об этом.

Согласен