В советские времена профессия бортпроводника считалась очень престижной, особенно на международных рейсах. Самолетами пользовалось еще не так много людей, за границу летали и просто избранные. Часто это была элита из самых разных областей. Кроме того, возможность бывать за рубежом в рамках своей работы для граждан СССР также была уникальной возможностью. Перевозчик тогда был один, «Аэрофлот». Униформа, которую носили бортпроводники, менялась раз в несколько лет, при этом дизайнеры учитывали все модные тренды!
Московский аэропорт Внуково. Стюардесса «Аэрофлота» после рейса. 1961
Георгий Петрусов/SputnikПервой стюардессой Советского Союза стала 20-летняя Эльза Городецкая. Тогда она работала на рейсе Москва – Ашхабад 5 мая 1939 года. Ей пришлось самой покупать в буфете и носить в самолет и посуду, и продукты для пассажиров. А так как в штатном расписании не было такой профессии, изначально она была оформлена как буфетчица (по другим данным, как кладовщица).
Первый Всесоюзный конкурс бортпроводников. Выступает победительница конкурса Екатерина Кузнецова. 1972
Лев Поликашин/SputnikПосле полета Эльза самостоятельно должна была и убраться в салоне. Единственной в своем роде она была в течение двух месяцев, а затем бортпроводники появились и на других маршрутах. Только в конце 1939 года профессия бортпроводника была официально утверждена. Правда, единой формы у них не было (в отличие от пилотов), они должны были просто выглядеть строго.
Летчики и бортпроводницы на трапе самолета «Аэрофлота». 1960-е
МАММ/МДФ/Russia in photoА после войны бортпроводникам полагалось специальное обмундирование, которое включало в себя шерстяной костюм, туфли, берет, куртку меховую, шапку-ушанку, валенки, галоши, перчатки и другие вещи. Как правило, костюмы были просто темных цветов, а блузки были пошиты из шелка. Но если формы не хватало, то можно было носить «белый верх и темный низ».
Стюардесса «Аэрофлота» В. Назарова в аэропорту Внуково. 1966
Б. Мещеряков/SputnikПервая обязательная униформа у «Аэрофлота» появилась в 1954 году для международных рейсов. Разрабатывали ее художники Общесоюзного дома моделей в Москве на основе трендов того времени. У девушек были темно-синие шерстяные костюмы с фетровой шляпой, плащом, туфлями и перчатками. У мужчин костюмы практически полностью повторяли форму пилотов.
Бортпроводница Тамара Бейсенова. 1961 год
Всеволод Тарасевич/МАММ/МДФ/Russia in photoА в 1960-х уже на всех рейсах стали появляться бортпроводники в единой форме. Это было связано и с бурным развитием гражданской авиации: тогда аэропорты и аэродромы были в сотнях городов Советского Союза.
Стюардесса. 1960-е
Иван Шагин/МАММ/МДФ/Russia in photoВ 1962 году к синему костюму добавился и летний светло-серый костюм. С 1968 года его уже дополняла шляпка-таблетка – последний писк моды!
Бортпроводница Надежда Ткач. Международный аэропорт Шереметьево. 1971
Л. Носов/SputnikМеждународный аэропорт Шереметьево. 1972
А. Князев/SputnikНо самыми яркими годами стали 1970-е! Для стюардесс придумали форму малинового цвета с золотыми пуговицами. На время обслуживания они также надевали синие фартуки с узорами в русском народном стиле.
Международный аэропорт Шереметьево. 1972
А. Князев/SputnikЗатем появилась и парадная форма «Аэрофлота» – синяя с широким белым кантом. А когда в моду вошли водолазки, они заменили строгие белые рубашки бортпроводников.
Бортпроводница самолета Ил-62М Ирина Наумова. 1978
Борис Корзин/TASSВ московском аэропорту Домодедово. 1974
Галина Кмит/SputnikВ то же время «Аэрофлот» начинает чаще летать и в жаркие страны, и специально для таких рейсов дизайнеры предложили свою линию униформы, платья и костюмы с короткими рукавами. В 1970-х они были синего и красного цветов, а в 1980-х – уже коричневого.
Стюардессы «Аэрофлота», аэропорт Тбилиси, Грузинская ССР
aviation-images.com/Universal Images Group/Getty ImagesИ все же основными цветами для униформы «Аэрофлота» оставались (и остаются) красный и синий, хотя фасоны меняются.
Казахская ССР. Алма-Ата. 1 февраля 1983 г. Комсорг бригады, победитель соцсоревнования среди бортпроводников Алма-Атинского авиапредприятия Гульнара Курбанходжаева у авиалайнера Ту-154
Владимир Зинин, Геннадий Попов/TASSТак, специально для стюардесс, работающих для гостей Московской Олимпиады, шьют синюю форму с расклешенными юбками.
Экипаж авиалайнера Ил-62М в международном аэропорту Шереметьево-2 после рейса Москва – Вашингтон. 1986
Борис Бабанов/SputnikПоследняя советская форма была введена в 1986 году. Зимний вариант включал в себя красные шляпку и платок, а летний – небесно-голубое платье.
Стюардесса Светлана Зенкина – победительница международного конкурса профессионального мастерства бортпроводников авиакомпаний соцстран в Будапеште. 1988
А. Награльян/SputnikК моменту распада Советского Союза «Аэрофлот» перевозил более 140 млн пассажиров в год (включая как внутренние, так и международные рейсы). И до сегодняшнего дня авиакомпания сохранила свои фирменные цвета в униформе бортпроводников.
Алтайский край. Барнаул. 1 июня 1991 г. Бортпроводница Елена Иванцова во время погрузки саженцев облепихи в грузовой отсек пассажирского авиалайнера
Виктор Садчиков/TASSА вот как выглядят сотрудники других современных авиакомпаний России.
Подписывайтесь на нас в Telegram, VK, Одноклассниках и Дзене