«Визитная карточка» всех русских росписей, самая популярная и узнаваемая. Вид промысла, а заодно и узор, традиционно носят имя места происхождения - и производства - село Хохлома в Нижегородской области. Есть легенда, что промысел пошел от иконописцев-старообрядцев XVII века.
Исторически хохлома представляла из себя роспись по дереву - в основном, посуда и кухонная утварь, а также деревянная мебель. Особенно прославились русские деревянные ложки, расписанные под хохлому. Рисунок всегда наносится на черный фон яркими красными, зелеными и золотистыми красками. Основные мотивы - ягоды и травы, также встречаются птицы.
Есть мнение, что гжель слишком уж напоминает делфтский фаянс и китайскую бело-голубую керамику, но прямых свидетельств заимствования нет. Вид керамического промысла происходит из села Гжель Московской области и окрестных деревень, где издревле добывали чудесную глину.
Фарфор, произведенный из местной глины, оценили даже при дворе царя Алексея Михайловича и в XVII веке стали развивать в Гжели производство посуды для аптекарского приказа и нужд «алхимии». В XIX веке в этом районе было уже с десяток фабрик, которые производили посуду, печные изразцы и другие керамические изделия в технике майолика с растительными орнаментами, а также игрушек в виде животных. Все в «фирменных» сине-белых цветах.
Роспись по кованым жестяным подносам в деревне Жостово Московской области ведет свое начало с 1825 года - промысел «завезли» с Урала князья Демидовы. В Тагиле уже существовало успешное производство расписных подносов, а к подмосковному промыслу привлекли местных художников, которые работали в стиле федоскинской миниатюры. В результате этого синтеза художественных промыслов появились жостовские подносы, ныне один из самых популярных «народных» брендов.
Цвета самого подноса и росписи могут быть разными, главная особенность композиции - цветочные букет в центре подноса. Изображают мастера и садовые, и полевые цветы и травы. Мастера наносят рисунок масляными красками в несколько слоев, добиваясь объемности изображения.
Палехская лаковая миниатюра - относительно молодой народный промысел. Им после революции занялись талантливые иконописцы и мастера религиозной живописи и храмовых росписей из деревни Палех (Ивановской области). Палехская художественная декоративная артель появилась в 1918 году.
В новом антирелигиозном советском государстве, художники сосредоточили свои умения на «древней живописи». Они изображают сюжеты из народных сказок и произведений литературы, используя при этом иконописные технологии, в частности темперные краски. Сначала мастера расписывали деревянные изделия, а потом - папье-маше. В палехском стиле, на черном фоне яркими красными и золотыми красками, расписывают в основном декоративные предметы - чаще всего шкатулки, а также самые разные мелкие сувениры.
Родом из Городца Нижегородской области, эта роспись берет свое начало с XIX века, с росписи прялок. Позже стала встречаться и на деревянной мебели и других предметах - сундуках, шкатулках, санях, оконных ставнях и даже на дверях. Народные мастера изображали жанровые сцены из быта купечества и крестьян.
Сюжеты и герои могли быть самыми разными - и сватовство, и пир, и прогулка. Часто встречались изображения коней, птиц и других животных. Отличительная черта - буйство красок и контрастные переходы между ними.
Дорогие читатели, чтобы не пропустить наши свежие материалы, подписывайтесь на нас в социальных сетях: Telegram; VK; Яндекс Дзен