Война в Хорватии в начале 1990-х годов стала первым для России опытом участия в миротворческих миссиях. Стремление хорватов выйти из состава Югославии вызвало негативную реакцию местных сербов, объявивших о создании своего собственного непризнанного государства — Республики Сербская Краина.
Миротворческие силы ООН, включавшие 900 российских солдат, должны были обеспечить защиту местного населения до нахождения сторонами консенсуса. Однако в 1995 году хорватская армия и полиция силой заняли территорию самопровозглашенной республики, что сделало пребывание здесь миротворцев бессмысленным.
Стремление двух автономных регионов Грузии — Абхазии и Южной Осетии — к политической самостоятельности проявилось еще в конце 1980-х годов. После распада СССР оно вылилось в открытое вооруженное столкновение с грузинской армией. После того, как сторонам в 1992 и 1993 годах удалось договориться о прекращении огня, в зоны конфликта были введены российские миротворческие силы.
В августе 2008 года грузинская армия атаковала столицу Южной Осетии Цхинвал, что повлекло за собой гибель 15 миротворцев, ввод в регион 58-й российской армии и начало так называемой «пятидневной войны» между Грузией и Россией, на стороне которой выступила и Абхазия.
В результате боевых действий территории Южной Осетии и Абхазии были полностью очищены от грузинских войск. В конце августа парламенты двух республик обратились к России с просьбами о признании их независимости, которые в итоге были удовлетворены. В октябре того же года российские миротворцы были выведены из регионов и заменены на пограничников и части регулярной российской армии.
Когда в 1991 году Молдова обрела независимость, далеко не все ее граждане были этому рады. Расположенная в восточной части страны так называемая Приднестровская Молдавская Республика (ПМР), населенная преимущественно русскоязычными, выступала категорически против политического разрыва с СССР (Россией). Кроме того, здесь не приветствовали перевод молдавского языка на латиницу и не разделяли тяготение молдаван к сближению с Румынией.
Накопившиеся противоречия, в конечном итоге, вылились в вооруженные столкновения весной-летом 1992 года. При участии России удалось достигнуть прекращения огня. Для поддержания мира в зоне вооруженного конфликта были созданы Совместные Миротворческие Силы, включавшие российских, молдавских и приднестровских военнослужащих. Окончательно разрешить конфликт и договориться о статусе ПМР не удается и по сей день.
Разразившаяся в 1992 году в Таджикистане гражданская война грозила обернуться большими проблемами для всего центральноазиатского региона — оппозиционные правительству силы были поддержаны исламскими радикалами из соседнего Афганистана. Их группы стали регулярно прорываться через таджикско-афганскую границу, охраняемую в том числе и российскими пограничниками.
По просьбе президента Таджикистана Эмомали Рахмона в страну вошли Коллективные миротворческие силы под эгидой СНГ (российские, киргизские, узбекистанские и казахстанские военнослужащие). Они взяли под охрану важнейшие стратегические объекты страны (аэропорты, ГЭС, нефтепроводы, склады с оружием), усилили оборону границ и с началом мирного процесса обеспечили возвращение на родину тысяч беженцев.
Республика Босния и Герцеговина в составе социалистической Югославии всегда отличалась богатым этническим разнообразием. Когда начался распад страны оказалось, что у проживавших здесь сербов, босняков-мусульман и хорватов кардинально разные взгляды на свое политическое будущее. В ходе разразившейся Боснийской войны погибло около ста тысяч человек, что делает этот конфликт самым кровопролитным в Европе после Второй мировой.
Российские миротворцы численностью до 1500 человек находились в Боснии и Герцеговине с 1996 по 2003 год. Они действовали в составе многонациональных миротворческих сил IFOR/SFOR и обеспечивали выполнение Дейтонских соглашений 1995 года, положивших конец жестокому противостоянию. Хотя командование над IFOR/SFOR осуществлял альянс НАТО, российские военнослужащие подчинялись своему Генштабу.
В конце 1990-х годов, пока ситуация в Хорватии и Боснии и Герцеговине понемногу нормализовывалась, на Балканах возник новый очаг напряженности. В Косово и Метохии Вооруженные силы Союзной Республики Югославии вступили в боестолкновения с местными албанскими повстанцами, боровшимися за независимость края. Стремительный рост числа военных преступлений с обеих сторон скоро привлек внимание международного сообщества.
НАТО открыто поддержал косовских албанцев, настаивая на выводе югославских войск с территории края. Помимо осуществления бомбежек Югославии, альянс собирался ввести в Косово международные миротворческие силы KFOR. Россия, поддерживая сербов, стремилась также принять участие в миротворческой операции, места в которой американцы ей предоставлять не собирались.
12 июня 1999 года расквартированные в Боснии российские десантные части совершили марш-бросок в Приштину, где заняли стратегически важный аэропорт «Слатина», опередив подошедшие туда вскоре войска британцев. Несмотря на возникший между Россией и НАТО конфликт, российские миротворцы (около 3600 человек) находились в Косово до 2003 года и даже периодически сотрудничали с силами KFOR.
В течение 11 лет с 1991 по 2002 год в западноафриканской стране Сьерра-Леоне шла гражданская война между центральным правительством и Объединенным революционным фронтом, унесшая жизни от 50 до 300 тысяч мирного населения и закончившаяся созданием коалиционного правительства.
На завершающем этапе конфликта в страну были введены миротворческие войска ООН, следившие за выполнением сторонами условий прекращения огня. От России в Сьерра-Леоне была направлена группа ударных вертолетов Ми-24 и около ста человек технического персонала.
После обретения независимости в 1956 году Судан на протяжении полувека (с небольшим перерывом) жил в состоянии гражданской войны между арабским мусульманским севером и неарабским христианским югом. В 2005 году сторонам удалось сесть за стол переговоров и прекратить кровопролитие, после чего в страну были направлены миротворческие силы ООН.
Россию в Судане представляли сотрудники МВД, группа из 4 вертолетов Ми-8 и 120 человек личного состава. Вскоре после международного признания Южного Судана как независимого государства миротворцы были выведены из региона.
С 2008 по 2010 год российская авиационная группа (4 вертолета Ми-8) участвовала в миротворческой миссии в Чаде и Центральноафриканской Республике, которые в результате действий местных вооруженных группировок оказались на грани гуманитарной катастрофы. Российские миротворцы выполняли задачи по транспортировке грузов и персонала ООН, проведению эвакуаций, поисково-спасательных и наблюдательных полетов, а также оказывали помощь беженцам, которых в регионе скопилось более полумиллиона.
Один из самых жестоких и продолжительных конфликтов на постсоветском пространстве, конфронтация Армении и Азербайджана за контроль над Нагорным Карабахом, обострился с новой силой в сентябре 2020 года. После нескольких месяцев кровопролитных боев сторонам при посредничестве России удалось договориться о прекращении с 10 ноября боевых действий.
Согласно соглашению, вдоль линии соприкосновения в Нагорном Карабахе и вдоль Лачинского коридора будет развернут российский миротворческий контингент численностью в 1960 военнослужащих, оснащенных 90 бронетранспортерами, автомобильной и специальной техникой. Время нахождения миротворцев в регионе составит пять лет. Этот срок будет автоматически продлен, если какая-либо из сторон не заявит о намерении прекратить эти договоренности.