Те, кто рос в Советском Союзе, знают, что школа была больше, чем просто институтом образования. Школа строго регламентировала, что каждый советский ребенок должен носить, как он должен выглядеть, что и как писать и даже какой рукой. Одни дети примерно следовали этим правилам, другие – люто их ненавидели и вступали в войну с системой. Рассказываем о нескольких самых примечательных «нельзя».
Школьники на уроке. 1959
Минкевич/SputnikДо определенного времени левшей в советских школах не было или, официально не должно было быть. Левшей просто напросто переучивали на правшей. Считалось, что левшам в будущем будет тяжело работать и воевать, поскольку и оружие, и всевозможное оборудование на производствах создавались для правшей, а других вариантов не предусматривалось.
Левшам оставалось только подчиниться, или вступить на долгую тропу войны с учителями. «Мой папа левша, его переучили. Говорит, даже линейкой по рукам били. Когда я стал писать левой рукой и преподы сказали, что будут переучивать, послал всех. Я левша по-прежнему», –вспоминает пользователь соцсети «Пикабу». Еще одни говорит: «Меня не смогли переучить. Даже двойки ставили. Мое упрямство оказалось сильней».
Отменили порочную практику переучивания только в 1985-1986-м: Министерство здравоохранения признало, что это вредно для психического здоровья детей, а Министерство просвещения приняло директиву в защиту леворукого письма.
Ученики на занятиях в первом классе московской школы №315. 1964
Максимов/SputnikВ Советах верили, что ручки – враги красивого почерка, поэтому их стоит запретить до того момента, как ребенок не выучится изящному письму. Мера была временной и применялась обычно только в самом начале обучения.
«Мне 48. У нас в первом классе заставляли писать перьевыми ручками, причем “вставочками” – деревянный стержень с обоймой, в которую вставлялось перо, были чернильницы, промокашки. Надо было набрать определенное количество четверок и пятерок “за прописи” [уроки письма], чтобы учительница в индивидуальном порядке разрешила перейти на перьевую авторучку. Ко второму классу разрешили и шариковые, причем только синего цвета», –говорит Сергей.
Юлия Карабинцева тоже помнит, как даже в 80-х все первоклассники до разрешения учителя писали перьевыми ручками: «Потом, когда учитель видел красивый почерк, разрешал переходить на шариковые».
Ученики средней школы № 1 города Комрата.1985
И. Зенин/SputnikДжинсы, джемпера, платья в цветочек и даже разноцветные банты для волос – неприемлемы. Стандартизация в советской школе была возведена в абсолют. Все должно было быть одинаковым.
«Иногда эта доктрина про то, что никто не должен выделяться, не показывать свою индивидуальность, доходила до абсурда. Вроде того, что если кто-то приходил в новых кроссовках, его могли отчитать перед всем классом или вызвать родителей в школу. Потому что все школьники должны были чувствовать себя равными», – вспоминает редактор отдела культуры Russia Beyond Олег Краснов. Дело в том, что кроссовки в Советском Союзе появлялись лишь у единиц – у кого родители по работе или особому разрешению могли выехать за границу. Подавляющее же большинство носило одинаковые кеды и туфли советского производства. «Моя мама ездила в страны соцлагеря и привозила мне вещи. Это было радостно, но в школу я их старался не надевать», – добавляет он.
1 мая 1990 г.
Булдаков Олег/TASSЗа это могли выгнать из класса и даже подвергнуть публичной экзекуции. Например, за слишком длинные волосы у парней (которые советскими учителями воспринимались как хиппи). Сегодня это могло бы стать поводом для судебного разбирательства, но в те годы считалось лишь «воспитательным» и забавным эпизодом из жизни школы.
«Вам повезло жить сегодня. А вот моего отца трижды директриса лично стригла. Просто отрезала кусок волос при всей линейке [школьном собрании]», –пишет один учитель и пользоваль «Пикабу».
«У меня всегда были пышные черные ресницы и раскосые глаза, но в старших классах на это начали почему-то обращать больше внимания – учителям казалось, что я накрасила ресницы тушью. Знали бы, сколько раз меня выгоняли с уроков в туалет смывать несуществующую тушь с глаз», – говорит Юлия Шиховцева.
За накрашенные ногти также выгоняли из класса с выговором, но кое-кто шел на принцип: «Моя соседка по парте Нинка красила ногти на одной левой руке и прятала их в кулак при приближении учителя. Не знаю, какой в этом был смысл, наверное, просто знак протеста», – вспоминают в сети.
Панки, Москва, 1987 год
Я. Круминьш/TASSНаконец, стопроцентным способом вывести из себя учителя, было прийти в школу с серьгами в ушах или других частях тела. Скромные, почти незаметные сережки-гвоздики у девочек обычно прощались, но все прочее вызывало бурную реакцию.
«В году 89-м, на заре Перестройки, когда музыкальный андеграунд в стране был уже популярен и распространен, появились и школьники, которые считали себя металлистами или панками. И у меня в классе тоже был панк. В школе он выглядел довольно обычно, единственное, что его выдавало – это небольшой хайер – просто всклокоченные средней длины волосы, – вспоминает Краснов. – Но однажды он появился с серьгой-крестом в ухе. Это был урок истории, с историчкой-коммунисткой старой закалки. Она рассказывала очередную историю, когда ее глаза внезапно остановились на нем. Она увидела крест и начала заикаться, а потом медленно осела на стул, теряя сознание. Правда, в себя она пришла быстро и тут же начала орать и требовать снять серьгу. Парень спокойным голосом отказался. Учительница попунцовела и выгнала его из класса».
Современные школы в России больше не имеют ничего общего с той сильной идеологической установкой на всеобщее равенство, что существовала во времена Советов. Но, тем не менее, некоторые из этих запретов существуют и по сей день, просто ситуаци варьируется от школы к школе. Где-то ученики обязаны носить только школьную форму, а в некоторых под запретом мобильные телефоны и длинные волосы.
«У нас также не позволяли мальчикам длинные волосы, а девочкам нельзя было краситься. В 9 классе меня выгнали с урока за то, что я решила стать блондинкой. Никаких джинс, кроссовок. Школу закончила в 2012-м», –пишет пользователь Ketto.
При этом зачастую чем элитнее школа, тем строже правила (и больше запретов): «В относительной “лютой” московской школе (с платным обучением) это все, кроме ручек, до сих пор под полным запретом. А чтобы жизнь детям легкой не казалась, до седьмого класса нельзя распечатывать домашние задания… писать только от руки. Так что, от Советского Союза не далеко ушли. Только теперь за 100 тысяч рублей в год».