Наследие огромной страны, который больше нет, за несколько десятилетий успело заметно сократиться: старые дома культуры, пионерские лагеря, электростанции и другие объекты Советского Союза были разрушены временем или ковшами. Но кое-что все же осталось. Юрист из Москвы, Анастасия Ряковская, на протяжении трех лет путешествует по следам ушедшей эпохи и снимает редкие кадры.
«Для меня фотография – не профессиональная деятельность, я делаю это для души. Долгое время я фотографировала людей, но потом мне перестало это приносить удовольствие. У меня произошел кризис, во время которого я на протяжении года вообще не брала фотоаппарат в руки. Но потом я познакомилась с фотографами заброшенных мест, так называемыми urban explorers». – рассказала Анастасия Russia Beyond.
Это ее вдохновило, и она начала путешествовать вместе с ними в отдаленные и малоизвестные места. «Перед каждой поездкой мы подробно изучаем область, куда направляемся. Сфера наших интересов достаточно велика: заброшенные места, необычные природные пейзажи, исторические памятники. С появлением дрона их стало еще больше», – говорит Анастасия.
В результате долгих поисков в интернете и соцсетях, формируется список мест, которые они наносят на карту и впоследствии объезжают. И до сих пор таких мест только в России – тысячи.
«Больше всего мне запали в душу постсоветские объекты, они как наследие великой цивилизации, которое сейчас практически не ценят. Например, в своих соцсетях я продвигаю мысль, что советские мозаики необходимо выделить в отдельный вид искусства и поместить под охрану государства. Многие впечатляющие мозаичные панно порой достигают высоты 5-этажного дома, и в городах по всей России откровенно разрушаются», – считает она.
В России до сих пор много советских домов культуры, колледжей и школ, на месте которых так ничего и не появилось: «Одолевает грусть, когда ходишь среди пустых школьных классов, залов домов культуры, украшенных советскими плакатами, и понимаешь, что скорее всего это разрушится и исчезнет».
У Анастасии есть любимый регион – «однозначно, Кавказ». Потому что столько красивых природных мест не наберется порой даже в отдельно взятой зарубежной стране, не то что в одном месте.
«Чего стоит один Дагестан, в котором находятся и древнейший город Дербент, и Сулакский каньон, который глубже знаменитого Гранд Каньона в США, и огромный бархан Сарыкум, и Чиркейская ГЭС – гидроэлектростанция на реке Сулак, что по красоте на успуает Дамбе Гувера», – говорит она.
А Карадахская теснина могла бы составить конкуренцию каньону Антилопы в США.
На втором месте среди самых любимых оказался Дальний Восток. Они уже побывали в Приморском крае, на Сахалине и в Магаданской области. «Впечатления от данных поездок – сильнейшие в моей жизни. Вы только посмотрите на заброшенный атомный маяк Анива (Сахалин) и заброшенный поселок Кадыкчан на несколько тысяч человек (Магаданская область)», – отмечает Анастасия.
«Когда я гуляла среди пустых пятиэтажек Кадыкчана, заглядывала в заброшенный спорткомплекс, кинотеатр и магазины – это было самое жуткое и одновременно очень эмоциональное ощущение в моей жизни».
Сейчас, не смотря на пандемию, Анастасия в очередном путешествии. «За 2,5 месяца мы хотим доехать на автомобиле до Владивостока и потом вернуться обратно в Москву. На нашей карте отмечено около 1000 точек для посещения, в том числе и разнообразные заброшенные места, куда же без них».