Дворец советов (Дворец Верховного совета СССР). Изображение выполнено в 3D Max по проекту 1930-х годов
Илья ИлюсенкоДворец Советов – самый знаменитый и грандиозный из неосуществленных проектов советской власти. Задуманный еще в начале 1920-х годов, он должен был стать центральным сооружением и символом новой страны – здесь планировалось разместить органы государственной власти и даже бассейн, а также проводить сессии Верховного Совета СССР и массовые демонстрации.
Макет Дворца Советов, разработанный московским архитектором Борисом Иофаном в 1934 году, из коллекции музея истории и реконструкции Москвы.
Михаил Филимонов/SputnikПомимо символического значения, Дворец Советов имел другую, не менее важную ценность – он должен был стать архитектурным манифестом советской власти, которая к началу 1930-х уже отворачивалась от идей конструктивизма в поисках нового большого стиля. Победителем международного конкурса на проектирование здания-гиганта стала команда советских архитекторов под руководством Бориса Иофана, автора знаменитого Дома на набережной. До конца жизни архитектор сожалел о том, что главный проект его жизни так и не был реализован.
Главный фасад Дворца.
Б. М. Иофан, В. Г. Гельфрейх, В. А. ЩукоСогласно проекту Иофана, Дворец Советов должен был стать самым высоким зданием в мире (общая высота должна была составить 495 м!) – как символ победы социализма. В первоначальном варианте здание должна была венчать скульптура «Освобожденный пролетарий» – 18-метровая фигура рабочего с факелом в руке. В проектирование, как это часто бывало, вмешался лично Сталин: он указал, что Дворец должен стать памятником Ленину и его учению – и фигуру пролетария заменили почти 100-метровой фигурой Ильича.
«Простертая над Москвой рука статуи будет иметь в длину почти 30 м. Длина указательного пальца превышает 4 м. В ясные солнечные дни статуя Ленина будет видна за несколько десятков километров», – говорилось в проекте.
Предполагалось, что дворец сможет вместить одновременно до 40 тысяч человек. Главный вход, обращенный в сторону Кремля, должны были украшать статуи Карла Маркса и Фридриха Энгельса. В архитектурном отношении монументальное сооружение, щедро украшенное барельефами с символами советской власти, ознаменовало бы собой переход от авангарда к сталинскому ампиру.
Дизайн зала героики Гражданской войны.
Н.С. Атаров/Московский рабочий, 1940Дворец Советов задумывался как одно из самых передовых в техническом отношении зданий мира. Здание планировалось оснастить скоростными лифтами, подъемниками, системами очистки воздуха, многофункциональными залами с гигантскими медиаэкранами. Так, одной из новаций должна была стать трансформирующаяся сцена, которая при необходимости могла превращаться в… бассейн.
План Москвы в соответствии с Генеральным планом реконструкции. Под номером 5 — Дворец Советов
Союз Архитекторов СССРПостроить Дворец Советов планировалось недалеко от Кремля, на месте нынешнего Храма Христа Спасителя. От него до Лубянки предполагалось прорубить проспект Дворца Советов и расходящиеся лучами магистрали, соединяющие разные части города с центром. Для этого, в частности, предполагалось полностью уничтожить всю дореволюционную застройку центра города, за исключением нескольких особенно ценных зданий. В их числе – Музей изобразительных искусств им. А. С. Пушкина на Волхонке, который ради расширения магистрали должны были передвинуть в сторону. Грандиозным планам градостроителей и архитекторов помешала Вторая мировая война.
Бассейн "Москва", 1977
Иван Денисенко/SputnikВ 1931 году храм взорвали и начали закладку фундамента для нового здания. Работы растянулись на восемь лет, а после начала Второй мировой войны и вовсе были остановлены. В 1941-1942 годах металлический каркас Дворца разобрали для сооружения мостов и противотанковых заграждений. После войны к проекту так и не вернулись – он не нравился лично Хрущеву. В 1960-м на месте фундамента здания построили самый большой в СССР бассейн «Москва» (диаметр – 130 м). Всесезонный бассейн под открытым небом пережил советскую власть: его закрыли только в 1994-м ради воссоздания Храма Христа Спасителя.
Кадр из фильма "Новая Москва"
Александр Медведкин/Мосфильм, 1938После смерти Сталина к идее строительства Дворца вернулись лишь однажды: в 1956—1958 годах провели новый конкурс на лучший архитектурный проект. Правда, разместить здание планировалось не в центре, а на юго-западе Москвы, недалеко от Московского государственного университета. Однако и от этих планов вскоре отказались – страна стояла на пороге оттепели и очередной градостроительной революции. Сталинский ампир с его монументальностью и огромными бюджетами навсегда ушел в прошлое.