Как русский генерал спас жизнь Наполеону

Antoine Alphonse Montfort/Palace of Versailles; George Dawe/ Hermitage Museum; Paul Delaroche
Если бы не граф Павел Шувалов, ни знаменитых ста дней Наполеона, ни битвы при Ватерлоо никогда бы не произошло.

Весной 1814 года Французской империи пришел конец: союзные войска взяли Париж, Наполеон отрекся от престола, а к власти в стране вновь пришли Бурбоны. В знак уважения к человеку, когда-то имевшему власть над всей Европой, союзники оставили Бонапарту титул императора. Вот только править ему предстояло всего лишь маленьким средиземноморским островом Эльба. 

В конце апреля, простившись с солдатами своей Старой гвардии во дворце Фонтенбло, Наполеон отправился в ссылку. Его путь лежал через всю территорию Франции до порта Фрежюс, где его уже ждал корабль до Эльбы.

Франсуа Бушо. Отречение Наполеона.

Свергнутый император ехал скромно, в простой карете, в сопровождении небольшого конвоя и нескольких эмиссаров, специально приставленных к нему союзниками. От царя Александра I к Бонапарту был направлен генерал-лейтенант Павел Шувалов. Именно ему Наполеон и будет обязан своей жизнью.

Против Наполеона

Когда «Великая Армия» вторглась в пределы Российской Империи, граф Павел Шувалов командовал 4-м пехотным корпусом. Но практически сразу серьезно заболев, он был вынужден передать командование.

Шувалов вернулся в строй в 1813 году, когда русские войска шли по Европе, медленно оттесняя французов в сторону Парижа. Граф сопровождал императора Александра I на всех полях битв, а за участие в «Битве народов» под Лейпцигом был удостоен ордена св. Александра Невского.

Поль Деларош. Наполеон в Фонтенбло после отречения (фрагмент).

Много позже, в апреле 1814 года Наполеон, увидев Шувалова у дворца в Фонтенбло, поинтересовался, что за медаль на груди носит русский генерал. Когда Бонапарт услышал, что это медаль «В память счастливого исхода войны 1812 года», он замолчал и в течение нескольких дней ни о чем не говорил со своим сопровождающим, выказывая тем самым ему свое пренебрежение. Однако вскоре бывшему императору предстояло полностью изменить свое мнение об этом русском.

На пороге смерти

Первое время кортеж Наполеона толпа встречала ликованием «Да здравствует император!» Однако по мере продвижения на юг восхищение сменилось безмолвием, а затем и неприкрытой враждебностью.

В Провансе толпы уже вовсю осыпали Бонапарта руганью и проклятиями. Последний же сохранял спокойствие, делая вид, что все это его не касается. 

Джордж Доу. Портрет графа П. А. Шувалова.

Настоящая опасность его ждала в городке Оргон южнее Авиньона. По пути следования кортежа толпа установила виселицу с качающимся в ней чучелом Наполеона. Люди ринулись к закрытой карете, пытаясь вытащить свергнутого императора наружу и убить. В разжигании этой ярости могли поучаствовать и роялисты, заинтересованные в том, чтобы «корсиканское чудовище» не добралось до места назначения.

Смяв немногочисленный конвой и эмиссаров, толпа уже была близка к цели, но подоспел граф Шувалов. Он единственный, кто выдержал натиск, а затем и сам кулаками и криками оттеснил горожан. Выиграв драгоценные мгновения, он дал сигнал кучеру кареты, где сидел экс-император, гнать как можно быстрее из Оргона. 

Упустив Бонапарта, толпа была готова растерзать самого Шувалова. Однако когда люди узнали, что перед ними русский генерал, ярость уступила место радостным возгласам «Да здравствуют наши освободители!»   

Сабля Наполеона.

Нагнав вскоре кортеж Наполеона, Шувалов предложил ему обменяться шинелями и пересесть в его карету. Таким образом, пояснил русский генерал, злоумышленник, если таковой появится, убьет его, а не Бонапарта. Когда пораженный правитель острова Эльба спросил, зачем ему это, то получил ответ: «Мой император Александр поручил мне доставить вас к месту ссылки живым и невредимым. Я считаю долгом чести выполнить приказ моего императора».

Благодарность

Уловка сработала, и уже через несколько дней Бонапарт в целости и сохранности взошел на борт британского фрегата «Неукротимый», отправляющегося на средиземноморский остров. Перед отплытием он в благодарность за спасение своей жизни подарил графу свою саблю.

С роскошной саблей из дамасской стали, врученной ему еще как первому консулу Республики «за Египетский поход», Наполеон не расставался на протяжении почти пятнадцати лет. Тот факт, что он отдал ее русскому графу, был жестом истинной признательности со стороны бывшего императора.

Жозеф Бом. Наполеон покидает Эльбу.

Менее чем через год Наполеон Бонапарт вернется во Францию, чтобы, триумфально взяв власть, еще три месяца будоражить всю Европу. И не последнюю роль в том, что это произошло, сыграл русский генерал. 

А вот еще

Наш сайт использует куки. Нажмите сюда , чтобы узнать больше об этом.

Согласен