Шаман в меховой одежде и причудливой шапке с оленьими рогами одной рукой придерживает гонг, обшитый расписной тканью и мехом по краям. В другой руке он держит палку с чем-то, напоминающим по форме клык.
«Где силы бродят, круг хороводит, где беды и горы отводит от родной Земли, от родных домов, и ныне, и во веки веков», — приговаривает шаман при каждом ударе палки о гонг.
Вокруг шамана в небольшой комнате, также обвешанной мехами и тканями, собрались около 20 человек. Они стоят вплотную и с серьезным выражением лица наблюдают за происходящим, некоторые снимают на телефон. Ни на одном из присутствующих нет маски или перчаток.
Так в Алтайском крае 22 марта прошел обряд в честь дня весеннего равноденствия. Подобные ритуалы шаманы проводят каждый год, однако этот обряд чуть отличается от предыдущих - в этом году местные жители попросили уберечь регион от СOVID-19.
Похожие ритуалы с танцами и бубнами прошли в других российских регионах – Бурятии и Туве, заявляет ТАСС.
«Еженедельно у нас проходят обряды почитания своих покровителей и божеств. Чтобы кармическая основа нашего тела была защищена от всяких невзгод, включая коронавирус», — говорит бурятский шаман Баир Цырендоржиев.
Полностью защитить регионы от невзгод не удалось - в Алтае по состоянию на 10 мая 669 заболевших коронавирусом, в Тыве - 81, в Бурятии - 570.
«Это в других регионах поминки после похорон в кафе или дома проходят, а мы на улицу выносим палатки и накрываем столы для гостей, иначе в дом всех не вместить», — рассказывает Георгий, житель Владикавказа, столицы Северной Осетии. Осетины составляют почти 65% от всех жителей этой северокавказской республики, согласно переписи 2010 года.
По словам Георгия, похороны и свадьбы в Северной Осетии проходят пышно даже при самоизоляции - согласно традициям, на любое такое мероприятие приглашают всех, даже едва знакомых людей.
«Где-то три недели назад, когда все кафе и парикмахерские были закрыты, я был на похоронах. [Присутствовали] дальние родственники и односельчане. Там было несколько сотен, я бы сказал 500-600 человек. Из них в масках было человек 5-6, не принято это у нас, не по-мужски», — вспоминает Георгий.
Люди не умещались у двора небольшого частного дворика, поэтому все палатки со столами вынесли прямо на проезжую часть.
«На время похорон улица была перекрыта. Все понимают, что каждый должен выразить соболезнования и пожелания к стороне хозяев, чтобы в этот дом не приходили беды раньше времени. Все терпят», — поясняет он.
Таким же образом проходят похороны и в соседней республике Ингушетия - на похороны имама мечети и его сыновей также собрались несколько сотен человек. По состоянию на 10 мая, в Ингушетии более 1 тыс. заболевших, во Владикавказе - 1,5 тыс. заразившихся.
В одном из видеороликов, снятых жителем Нижнего Новгорода, видно, как невысокая женщина во всем черном дрожащими руками держит букет цветов, озираясь назад. Неуверенно она подходит к высокому синему забору. Слегка пригнувшись, она быстро юркает в зазор между забором и землей, и тут же убегает подальше от ограды. За забором скрывается городское кладбище, и для женщины посетить его именно в этот день важнее пандемии.
У русских православных в Радоницу - день, наступающий через две недели после Пасхи, – принято навещать умерших родственников на кладбищах. У их могил они могут возложить цветы и помолиться за усопших. В 2020 году Радоница выпала на 28 апреля – день, когда режим самоизоляции был введен в подавляющем большинстве российских регионов.
Из-за распространения коронавируса большинство кладбищ в регионах были закрыты, исключение составляли сотрудники и люди на похоронах. Но запрет многим не помешал - часть из них перелезала через ограды, другие люди искали «дырки»«» в заборе, чтобы попасть к близким.
Нарушители были замечены в Хабаровске, Санкт-Петербурге, Нижнем Новгороде и других городах России. Однако сами верующие себя нарушителями не считают, а запрет на посещение близких является для них оскорбительным.
«Это день памяти, он сложен десятилетиями, его нельзя нарушать. Тем более самоизоляция подразумевает добровольные действия, а запретить посещать близких никто не имеет права - это уже домашний арест», — рассуждает Татьяна Юдина, одна из жительниц Челябинска, посетившая кладбище в Радоницу.
Владимир, также местный житель, называет запрет решением «вне логики».
«Могилы друг от друга на «социальной дистанции» находятся. Не думаю, что у каждой будет толпа народу. В транспорте и магазине опасность заражения вероятнее, что ж теперь дома безвылазно сидеть, святым духом питаться?», — сетует он.
По состоянию на 10 мая, в Челябинской области 1041 заразившихся.
26 апреля две женщины, находясь в частном доме недалеко от лесной зоны в Нижнем Новгороде, услышали шум и странные крики.
Выйдя на улицу и пройдя вглубь леса, они увидели следующую сцену - около сотни мужчин и женщин без масок водят хоровод, выкрикивая нечленораздельные фразы.
Ролик, на котором было запечатлено странное собрание, быстро набрал популярность в соцсетях и попал в новости на федеральные телеканалы. На двоих участников мероприятия завели дела об административном нарушении за несоблюдение самоизоляции, а материалы дела передали в суд. Штраф для каждого из участников может составить от 1 до 30 тыс. Рублей (от $13,45 до $403,5).
Один из участников хоровода, Олег (имя изменено по просьбе героя), пояснил, что группа ребят вела хороводы в честь Красной Горки - народного праздника начала весны со времен Древней Руси.
«Мы проводили обряд воссоединения народа земли Нижегородской с предками, с силами природы, а также пробуждения ото сна и замороченного состояния, дабы не дать Русь нашу и всю Землю на поругание и полное закабаление путём цифровизации», — поясняет он.
При этом вся необходимая защита у них была, утверждает Олег.
«У нас было много воды, чтобы пожар не устроить, и конечно хорошее настроение, песни, пляски, игры, состязания, хождение по углям, купание и вкусная еда, этого достаточно. А коронавирус и сам пройдет», — уверен мужчина.
По состоянию на 10 мая, в Нижегородской области 4,4 тыс. заразившихся СOVID-19.