Межпланетная станция "Луна-1" на ВДНХ
Александр Моклецов/SputnikСоветы оказались первыми в окрестностях Луны, хотя планировали куда более заметный «жест»: изначально 1472-килограммовый космический аппарат должен был врезаться в Луну, но промазал. Виной тому оказалась одна ошибка в расчетах - не учли время прохождения сигнала от командного пункта до станции.
Тем не менее, станция «Луна-1», запущенная в строжайшем секрете, стала первым космическим аппаратом в мире, что смог преодолеть земное притяжение, пролететь на расстоянии 6000 км от лунной поверхности и выйти на солнечную орбиту. Это был январь 1959 года, всего за два года до запуска человека в космос.
Первый снимок обратной стороны Луны («Луна-3», 1959)
Публичный доступУзнать, как выглядит невидимая с Земли стороны Луны было особым вызовом в космической гонке. Первыми попытались это сделать американцы в 1958-м, но ни одна из их ракет-носителей с зондом не вышла на расчетную траекторию. Советский Союз об этих попытках знал, и готовился обогнать США, используя их же «помощь». А именно — фотопленку.
Дело в том, что именно пленка, пригодная для фотографирования Луны, стала настоящей проблемой — у Советов ни одна из имеющихся не отвечала требованиям. Но во второй половине 1950-х над Советским Союзом активно летали американские разведывательные аэростаты с фотоаппаратурой для съемок советской территории. Часть из них была сбита, пленка — подобрана и отправлена на хранение в военно-космическую академию. Как раз тогда про нее и вспомнили.
Космический аппарат «Луна-3» с камерой запустили в октябре 1959-го, и через трое суток станция сделала 40 фотографий и передала их по телевизионному каналу на Землю. По многим причинам качество фото было посредственным, но на 17 из них все же можно было кое-что разобрать.
Модель автоматической межпланетной станции "Венера-1", запущенной к планете Венера 12 февраля 1961 года.
Александр Моклецов/SputnikЭто была Венера. Как и в случае с облетом Луны, планировалось сбросить космический аппарат прямо на планету — как тогда думали, на поверхность океана, потому что считали, что там есть вода в жидком состоянии. «Венера-1» отправилась на миссию умышленного столкновения с Венерой в феврале 1961 года.
Но и в этот раз, как и в случае с Луной, зонд промахнулся: из-за потери связи он не смог скорректировать курс и дрейфовал через космос, пролетев мимо Венеры на расстоянии 100 000 км. В космических масштабах это не так уж и далеко. Тем более, никто в истории еще не был так близко к Венере.
Контакт с зондом окончательно потеряли, когда тот был в 2 миллионах километрах от Земли.
Обработка информации в вычислительном центре перед полетом межпланетной автоматической станции "Венера-7".
Николай Акимов/TASSМногострадальная миссия с «покорением» Венеры, ближайшей к Земле планеты, продолжалась десятилетие. Посадить космический аппарат на ее поверхность удалось в 1971 году. Это была «Венера-7», хотя, несмотря на нумерацию, всего запусков было не семь, а семнадцать — просто в Советском Союзе о провалах предпочитали не сообщать.
Например, даже «Венера-7» была запущена не одна. Запуск второй станции, абсолютно идентичной, был сделан через пять суток после той, что все-таки долетела до Венеры. Ее «дублер» не смог уйти с земной орбиты из-за взрыва двигателя.
На самом деле, шансов, что что-то могло пойти не так, было так много, что посадка «Венеры-7» выглядела как чудо. Особенно после того, как после вхождения в атмосферу парашют аппарата разорвался, и модуль снижался быстрее, чем должен был. Какое-то время считалось, что после такой посадки он, конечно же, вышел из строя. Но поздний анализ данных показал, что еще 23 минуты зонд передавал данные с поверхности планеты.
Первый снимок с поверхности Марса в истории.
Академия наук СССРПочти в той же последовательности, в которой в 2012 году американцы посадили на Марс Curiosity, это сделал Советский Союз в 1971-м (да, в том же году, что и посадил «Венеру»)!
Причем, в тот же момент к Марсу летел американский «Mariner 9», он вышел на орбиту Марса на две недели раньше советского зонда, но сбору данных помешала накрывшая планету буря. Советский «Марс-3», тем не менее, решил садиться и сделал это успешно: антенны раскрылись и он начал передачу. Она длилась 14 секунд, после чего прервалась навсегда, оставив конструкторов гадать, в чем причина. А еще, оставив им первую в истории фотографию Марса, максимально невнятную из-за бушующей бури.
Это была, скорее, психологическая победа. Никакой сверх-ценной информации передано не было, марсоход так и остался прикрепленным к верхней части аппарата и не ступил на землю. Но даже мягкую посадку, проделанную «Марсом-3», специалисты из США смогли повторить только в 1976-м.