Московское метро не будет закрываться из-за ситуации с коронавирусом, пообещал мэр города Сергей Собянин. «Метро технологически создано так, что поезда должны постоянно курсировать, прокачивать воздух, чтобы все сети были в надлежащем состоянии», - сказал он в эфире телеканала Россия 1, отвечая на вопросы о мерах против коронавируса в городе. А если остановить метро, его придется восстанавливать полгода. «Поэтому при любой ситуации метро будет работать».
Сотрудники метрополитена проверяют у пассажиров московского метро температуру с помощью тепловизора.
Илья Питалев/SputnikТем не менее, российские эксперты считают, что технически возможно закрыть метро для пассажиров: такие карантинные меры приняты в Ухане, одном из крупнейших городов Китая, а также в столице Украины Киеве.
Да и Москва время от времени закрывает некоторые участки метро для ремонта.
Речь не идет о том, чтобы выключить свет и распустить сотрудников по домам: нужно, чтобы сотрудники метрополитена продолжали следить за системами вентиляции и состоянием путей.
Вопрос в другом - что будет с городом, если хотя бы частично закроется метро и насколько это будет компенсировано другими мерами, объясняет Russia Beyond старший научный сотрудник Центра исследований транспортных проблем мегаполисов Павел Зюзин.
«Должен быть готов наземный транспорт, должен быть максимально упрощен порядок онлайн-доставок продуктов, лекарств и прочих необходимых средств, в первую очередь, потому что на них упадет самая большая нагрузка. И конечно, это повлечет за собой массовое увеличение автомобилистов в городе», - говорит Павел и напоминает, что в Москве были случаи, когда случались перебои в движении поездов.
Самым масштабным из них стала авария 25 мая 2005 года, которая по всей видимости, произошла из-за перегрузки энергосетей в городе. Тогда из-за массового отключения электроэнергии движение в метро в 11 утра остановилось на 52 из 170 станций метро. Тысячи пассажиров эвакуировали из застрявших в тоннелях поездах, света не было нигде. Восстановить работу метро полностью удалось только к 9 вечера.
На самом деле, московское метро с самого момента своего открытия в 1935 году перевозило пассажиров каждый день. Это и сегодня самый популярный транспорт в городе (в 2019 им пользовались более 9,5 млн человек в сутки!). В это сложно поверить, но за все это время был единственный день, когда метро не открылось утром.
Произошло это 16 октября 1941 года. Во время Великой Отечественной войны метрополитен продолжал перевозить людей, даже несмотря на бомбежки. Поезда ходили до 10 вечера, а затем на станциях размещались люди, чтобы спрятаться от ночных авиаударов по столице СССР. Самые страшные бомбардировки были в Москве в октябре и ноябре 1941 года. И советское руководство даже приняло решение уничтожить метрополитен, чтобы не сдавать инфраструктуру врагу.
Метро Маяковская в Великую Отечественную войну.
Аркадий ШайхетВ ночь с 15 на 16 октября рабочие уже начали демонтировать эскалаторы и рубить электрические кабели, однако утром решение отменили. За несколько часов все вернули обратно, и в 18:45 движение поездов возобновилось. А затем возобновилось и строительство новых станций и тоннелей (об этом подробнее читайте здесь)