Весной 1906 года главный советский писатель и «певец русской революции» Максим Горький прибыл в Америку в сопровождении дамы, которую местные газеты поначалу называли не иначе как миссис Горькая. Однако настоящая миссис Горькая была в России и ухаживала за смертельно больной дочерью, а спутницей писателя была актриса Московского Художественного Театра Мария Андреева, ради которой писатель бросил жену и детей. Такое грехопадение публичной фигуры, пусть и заезжего русского, в США не потерпели.
За год до визита писателя в Петербурге царские войска расстреляли мирную демонстрацию рабочих. День 9 января вошел в историю как «Кровавое воскресенье» и положил начало первой русской революции. Максим Горький тогда высказался резко против действий царя, ратуя за свободу демонстраций, за что был арестован и заключен в тюрьму Петропавловской крепости.
Под давлением общественности, в том числе целой плеяды зарубежных писателей, Горького выпустили. Он вступил в социал-демократическую рабочую партию, из которой впоследствии выросли большевики. Однако на родине его политическая активность была не угодна и, чтобы избежать нового ареста, он решил покинуть Россию.
Фото из газеты The Washington times от 3 апреля 1906: «Горький приехал за деньгами, чтобы освободить Россию». На фото: Максим Горький, его приемный сын (и старший брат Якова Свердлова) Зиновий Пешков, Мария Андреева (которую называют женой)
Библиотека Конгресса СШАПо поручению партии и лично Владимира Ленина, писатель отправляется в Америку, чтобы собрать деньги на революцию в России. Сочувствующих социализму и большевикам за границей было много.
Максим Горький на обеде с Марком Твеном (внизу в центре)
Библиотека Конгресса СШАПисатель проехал через всю знавшую его и рукоплескавшую Европу. В Америке же его литературная деятельность была менее известна, но загадочный русский гость вызвал большой интерес репортеров и литературных деятелей. Так Горький познакомился, например, с Марком Твеном.
Горький со спутницей поселился в отеле Belleclaire на углу Бродвея и 77-ой улицы (кстати, отель существует до сих пор). Однако пресса прознала, что миссис Пешкова (Пешков - настоящая фамилия Горького) вовсе не Пешкова, а Андреева. Как и о том, что с предыдущей женой писатель официально не разведен.
После газетных статей со скандальной новостью пару тут же... выселили из отеля! Кроме того, ни один отель Манхэттена не согласился их заселить.
Отель Belleclaire, 1914
Getty ImagesГорький еле нашел пристанище в клубе молодых писателей на 5-й авеню. Позже под свое крыло пару взяли состоятельные супруги Престони и Джон Мартины, которые приютили их на своей вилле и возили в путешествия по стране.
5-ая авеню, 1907
Getty ImagesНравственная репутация писателя была погублена, но что хуже - пострадало дело, за которым он приехал. От повторной встречи с ним отказался Марк Твен, с которым они, казалось, даже сдружились. А многие американские социалисты отказались спонсировать русскую революцию. Более того, Белый дом отозвал приглашение на собственный прием.
Горький был в отчаянии, он писал в американские газеты возмущенные письма, защищая свою личную жизнь: «Мы оба считаем ниже своего достоинства вступать в какие-то объяснения по этому поводу».
Мария Андреева и Максим Горький на борту корабля, который везет их в Америку
SputnikОдна из газет, The Evening World, цитировала подозрения Горького по поводу тех, кто сдал его с любовницей: «Полагаю, что эта грязь инспирирована кем-либо из друзей русского правительства». Целью предприятия, вероятно, было как раз сорвать планы обогащения рабочей партии и поддержки революции в России.
Фотоколлаж в газете New York World: вверху — Максим Горький с женой Екатериной Пешковой и их детьми; справа внизу — Мария Андреева, слева — сам Горький
Библиотека Конгресса СШАГорький и Андреева остались оторваны от общества на все полгода пребывания в Америке. Возможно, не в последнюю очередь этот неприятный инцидент повлиял и на впечатления Горького о стране. В своем очерке «В Америке» он называет Нью-Йорк «городом желтого дьявола», отмечает грязь, нищету, «мутное небо, покрытое копотью», мрачные дома и бездушное торжество денег.
Газеты пестрили статьями о Горьком и его жене - вот некоторые из них
Библиотека Конгресса США