Как устроены ледовые переправы в России?

Учения по ликвидации последствий провала автомобиля под лед на переправе в Верхнеуслонском районе Татарстана, январь 2018.

Учения по ликвидации последствий провала автомобиля под лед на переправе в Верхнеуслонском районе Татарстана, январь 2018.

Егор Алеев/TASS
В северных городах местные жители ездят по замерзшим рекам. Не проще ли построить мост? А вот и не проще.

Жители Салехарда и Лабытнанги постоянно ездят друг к другу в гости: в Салехарде аэропорт, кино и ночной клуб, а в Лабытнанги – железнодорожный вокзал и продукты на порядок дешевле. Оба эти города на Ямале расположены друг напротив друга через реку Обь – кажется, буквально рукой подать. Но для местных переправа становится настоящим приключением, ведь моста здесь нет.

Переправа в Салехарде летом.

Летом туда-сюда ходят обычные паромы, а вот зимой для жителей этих городов открывается новая автомобильная дорога – переправа по льду. Такие переправы можно встретить практически в любом северном регионе России, от Архангельской области до Якутии.

Как готовят к заливке дороги

Ледовая переправа, или «зимник» – это не просто накатанная дорога по воде. Это система полос с определенным расстоянием между ними и правилами дорожного движения: на льду нужно соблюдать скоростной режим 40 км в час. Обычно на подготовку ледяного моста у дорожных служб уходит две-три недели с момента образования ледяной коры на реке: это время нужно, чтобы наморозить лед до такой толщины, чтобы по ним могли ехать автомобили.

Вот так выглядит намороженная переправа в декабре:

По всей длине переправы выкладываются доски, которые потом заливают водой для прочности. Это называется процессом «намораживания». Выглядит это так: в нескольких местах бурят лунки и помпой качают воду наверх, чтобы она разливалась по льду и доскам. Затем воду разравнивают с помощью трактора или вручную, чтобы она замерзла равномерно. Только после этого устанавливают дорожные знаки и освещение (но оно бывает не везде: для этого нужно тянуть электрический кабель с берега).

Как заливают ледовую переправу. Дорога между Салехардом и Лабытнангами.

При толщине льда более 20 см реку можно без опаски переходить пешком, когда более 38 см – пускают легковые машины, а когда лед разрастается до полуметра, открывают дорогу и для грузовиков. Максимальный вес транспортного средства для такой переправы – 30 тонн.

На салехардской переправе три полосы по 30 метров шириной и 1700 метров в длину. Из Салехарда одна полоса для всех автомобилей, а из Лабытнанги – две, одна для легковых, другая для грузовиков, развозящих грузы, прибывшие по железной дороге.

Как заливают ледовую переправу. Дорога между Салехардом и Лабытнангами.

«Переправа занимает всего минут 15, – рассказала местная жительница Татьяна Мохнова. – Зимой вообще не страшно, это полностью обустроенная дорога: там есть знаки, посты ДПС, поставили камеры, а теперь можно смотреть на состояние дороги в режиме онлайн из дома».

Рабочие постоянно мониторят толщину льда, по необходимости намораживая его снова и снова – и так, пока не начнется оттепель.

Самое страшное – межсезонье

А вот после оттепели или когда лед еще не крепкий, переправа становится куда экстремальнее. Татьяна вспоминает, как она воспользовалась ледовой переправой впервые за день до ее закрытия – и приключений хватило с лихвой. «Мне нужно было забрать контейнер с вещами из Лабытнанги, так как переправа закрывалась, и потом нужно было бы долго ждать. И я нашла КАМАЗ, который согласился перевезти меня, –  рассказала она. – И вот мы едем, а там дорога уже тает, и у нас окно погружается в воду, мы буквально плывем. Было дико страшно, а водитель мне говорит – «ты чего боишься? Не ты первая, не ты последняя». КАМАЗу было нормально».

Вообще, в такое межсезонье по реке обычно ходят катера на воздушной подушке. Но на катер много вещей с собой не возьмешь, максимум – небольшой чемодан. Поэтому ледяной переправы ждут с нетерпением.

Судно на воздушной подушке

«Пока еще лед не встал, все магазины в Салехарде стараются набрать больше продуктов длительного хранения. Пропадает молочка, на прилавках остаются макароны и тушенка. А когда молочка появляется, то мы понимаем – все, дело пошло», – говорит Татьяна.

Вот, например, небольшая переправа на реке Северная Двина. Уже начался ледоход, и для машин переправа закрыта, катеров тоже нет, но людям надо как-то попасть на другую сторону – и они проходят реку пешком.

Весна на Северной Двине, или как люди попадают домой.

Хотя нередко бывает, что и автомобилисты игнорируют предупреждения дорожных служб и едут по таким дорогам на свой риск. В итоге их автомобили могут остаться на дне реки.

«В межсезонье из Якутска невозможно перевезти никакие грузы, они все накапливаются на правом берегу, на железнодорожной станции Нижний Бестях, – говорит житель города Никита Тананаев. –  Я никогда не ездил после закрытия переправы, но некоторые нарушают [режим ее использования], и тогда случатся проблемы. Часто водители топят свои грузовики и просят местных помочь их найти. На дне до сих пор покоится множество контейнеров».

Почему бы не построить мост?

Еще в конце 1940-х-начале 1950-х на Ямале и в Якутии, действительно, пытались построить несколько мостов: руководство страны задумало воплотить в жизни проект Трансполярной магистрали от Салехарда до Игарки (около 1300 км практически вдоль Северного полярного круга, по болотистым почвам). В итоге построили несколько участков, которые должны были быть соединены как раз мостами через реки – но вот здесь и возникли проблемы. Стройка оказалась слишком дорогой и тяжелой.  

Ледовая переправа «Хатассы-Павловск» через реку Лена.

Казалось бы, в чем проблема? Вроде ширина Оби не такая и большая – всего пара километров. Оказывается, у северных рек очень капризный характер: во-первых, они ужасно любят менять русло, и через пару лет мост может оказаться совсем в другой стороне. Во-вторых, у них сложное «ходячее» дно, и нужно выбрать правильное место, чтобы во время ледохода эти льдины не повредили опоры моста. В-третьих, все это территории вечной мерзлоты, так что когда она подтает летом, мост вообще может куда-нибудь уплыть.

В Якутске моста тоже очень ждут, хотя там строить еще сложнее: ширина реки Лены около 3 км, а вместе с подъездными путями должно быть около 10 км. Это сложно и дорого. «К тому же, у нас часто бывают ледовые заторы, когда весной уровень воды поднимается, лед ломается и на поворотах русло реки накапливается и перегораживает воду – из-за этого часто случатся наводнения», – говорит Никита Тананаев.

Тем не менее, мосты в Салехарде, Якутске и еще нескольких крупных северных городах все-таки обещают построить в течение пяти лет: проекты будущих мостов уже одобрены.

А вот еще

Наш сайт использует куки. Нажмите сюда , чтобы узнать больше об этом.

Согласен