Этих суровых бородатых кавалеристов, вооруженных пиками и саблями, боялась вся Европа. Казаки, известные своим буйным нравом и отменными боевыми качествами, стали неотъемлемой частью образа России.
Казачья иррегулярная конница была предметом зависти и восхищения многих стран, мечтавших о подобных формированиях в своих армиях. Одна из них даже обратилась к России с просьбой посодействовать ей в учреждении своего собственного казачьего воинского формирования. Такое желание высказал Иран, до 1935 года широко известный в мире как Персия.
Персидский правитель Насер ад-Дин Шах впервые увидел казаков в ходе своего визита в Эривань (Ереван) в 1878 году. Его поразили мастерство владения оружием и выправка так называемых терских казаков, проживающих в регионе Кавказа.
Насер ад-Дин Шах.
Getty ImagesЗажегшись идеей создать нечто подобное у себя в стране, шах обратился к местным властям с просьбой прислать ему офицеров для создания кавалерийского отряда. Это обращение дошло до императора Александра II, который безотлагательно дал на него свое согласие.
Российский император недолго размышлял о принятии такого решения. Долгие годы Россия и Британия вели между собой Большую игру за передел сфер влияния в Азии, где Персия занимала не последнее место. Шах практически предоставлял русским возможность упрочить в стране свое положение, и не воспользоваться этим было нельзя.
В Иран направили подполковника Алексея Домонтовича с тремя офицерами и пятью урядниками (унтер-офицерами) Терского казачьего войска.
Сформированная из персов в 1880 году, «Его величества шаха бригада» первоначально насчитывала лишь 200 сабель. Персидские казаки были одеты в форму терского и кубанского казачьих войск, с местными знаками различий
Во главе бригады стоял офицер российского генерального штаба, ближайший советник шаха, подчинявшийся только ему и премьер-министру страны. Он получал высокий титул «сардара», часто считавшийся выше генерала. Шах одаривал его лентой почетного Ордена Льва и Солнца и «Тимсалом» - украшенным алмазами портретом шаха для ношения на груди. Правитель никогда не влезал во внутренние дела бригады, целиком полагаясь на мнение ее командующего.
Со временем численность бригады увеличилась, а ее структура усложнилась. В ней были созданы пехотный батальон и артиллерийская батарея. Став боеспособной силой, персидские казаки занимались охраной шаха и высших должностных лиц страны. Они обеспечивали безопасность министерств, дипломатических миссий и банков, участвовали в сборе налогов и подавлениях всякого рода беспорядков.
История бригады отмечена как взлетами, так и падениями. Шахи то теряли к ней всякий интерес, даже намереваясь ее распустить, то осыпали ее всяческими благами. Часть финансирования также шла и из России.
В начале 20 века бригада была самым боеспособным соединением в иранской армии и получало все самое лучшее. «Когда я приехал в бригаду в 1914 году, я застал там хорошие постройки со всем необходимым, очень хороший дом для начальника бригады и при нем хорошие квартиры для русских инструкторов, хорошо обставленные и со всеми удобствами», - вспоминал штабс-ротмистр Леонид Высоцкий, направленный в Иран в качестве инструктора по кавалерии.
При бригаде был даже создан кадетский корпус, обучение в котором проводилось во основном на русском языке, с некоторым количеством предметов (в частности, персидская литература) на фарси. По окончании обучения кадеты, воспитанные в русском духе и хорошо говорившие по-русски, зачислялись в офицеры.
Как полагает военный журналист и историк спецслужб Михаил Болтунов, развертывание в Персии казачьей бригады под руководством русских офицеров стало одной из самых удачных и продуктивных спецопераций русской военной разведки во второй половине 19-ого века. (Михаил Болтунов. Разведка «под крышей». Из истории спецслужбы. М., 2015 г.)
Так, за период своего руководства бригадой (1894-1903 гг.) Владимир Косоговский отправил в Генеральный штаб огромное количество разведывательных данных стратегического, военного и экономического характера. Занимая высокий пост, он был хорошо осведомлен о всех перипетиях иранской политики.
Косоговский детально и скрупулезно описал вполне возможный в то время маршрут движения русской армии в Индию через территорию Ирана: все детали пути, наиболее удобные места для форсирования рек, подходящую местность для снабжения войск и т.д.
Владимир Косоговский.
Общественное достояниеВ докладах в Санкт-Петербург от него даже приходила информация о технологиях выращивания шелковичных червей и производстве шелка, об устройстве системы водоснабжения и канализации в столице Ирана.
В начале 20-ого века Персидская казачья бригада участвовала в важных событиях в истории Ирана, оставаясь верной опорой правящего режима. Так, только благодаря ей, в ходе Конституционной революции 1908 года Мохаммад Али-шах смог сохранить жизнь, власть и выйти победителем из конфликта с меджлисом.
В 1916 году на базе бригады была развернута дивизия, но, как вскоре оказалось, времени у казаков оставалось совсем немного. Революция 1917 года прервала все их связи с Россией.
Повешенные революционеры-конституционалисты в Тебризе, 1911 г.. На переднем плане - члены Персидской казачьей дивизии.
Общественное достояниеНекоторое время дивизию использовали для предотвращения советского проникновения в северный Иран. Однако в 1921 году, все 120 русских офицеров дивизии были уволены, а сама она расформирована. Тем не менее, подготовленные русскими специалистами персидские казаки, по-прежнему считались военной элитой Ирана, и очень скоро стали костяком новой создаваемой в стране армии.