Последний ценовой рекорд советская фотография установила в 2019 году. Дом Christie's продал версию автопортрета из Третьяковской галереи авангардиста Эль Лисицкого почти за £950 тыс.
Лисицкий был одной из ключевых фигур русского авангарда и конструктивизма. Он работал и в живописи, и в архитектуре, иллюстрировал книги, придумывал мебель, занимался фотографией.
Как и многие авангардисты, он с восторгом принял идеи революции и новую власть, и принимал активное участие в создании агитационных плакатов и другой атрибутики Страны Советов.
Родченко, художник и фотограф, «отец» советского дизайна и рекламы, привнес в советскую фотографию геометрическую абстракцию, минимализм и нестандартную перспективу, свойственные искусству авангарда. Сегодня его работы одни из самых востребованных на международных аукционах.
На этой фотографии начала 1930-х годов изображена муза Родченко Евгения Лемберг незадолго до трагической гибели. Фото ушло с молотка Christie’s в Нью-Йорке в 2018 году.
Еще одна работа Родченко была продана Christie’s в 2019-м году. Фото 1935 года в свойственной фотографу манере ломает классическую композицию и перспективу. Именно работы Родченко сформировали образ новой «Страны Советов» и ее визуальный язык в сознании народа – как должны выглядеть улицы, дома, советский человек и вся его жизнь.
Снимок, проданный на аукционе Sotheby’s в Лондоне, был сделан в 1985 году. «Это домашняя фотография, которая была у каждого, она раскрашена чересчур красиво, в чем был определенный идиотизм. Я рассматриваю это как знак идиотизма всей советской культуры», – говорил Михайлов.
Когда «Лурики» впервые выставили в родном для Михайлова Харькове (ныне Украина), отзывы были враждебными: «халтуру», которой зарабатывали все фотографы, ввели в область искусства! С тех пор отношение к нему там мало изменилось. По мнению арт-критиков, на родине Михайлов так и остался инакомыслящим, диссидентом, порочащим устои. Но на западе он – один из самых известных фотографов СССР, его выставки, в частности, проходят в МоМА в Нью-Йорке, Tate Modern в Лондоне, на биеннале в Венеции.
Вторая по стоимости работа Михайлова принадлежит к серии серии «Соц-арт». Серия появилась в 1970-е, и, как и «Лурики», переосмысливает визуальные образы СССР. Только на этот раз под прицелом оказалась эстетика массовых демонстрацией с их транспарантами, массивными портретами вождей и мифом о несокрушимом советском человеке.
Это культовый образ Второй мировой войны и самая тиражируемая фотография – водружение советского флага на здание нацистского парламента в Берлине. Правда, как утверждают сегодняшние историки, к тому моменту, как официальный военный фотокорреспондент Халдей прибыл на место, парламент был уже по всему периметру утыкан знаменами. Он опоздал. Тогда Халдей, якобы, попросил первых встречных солдат о постановочном фото, нашел выигрышный ракурс и отснял две кассеты.
Это фото 1965 года – самое известное фото литовца Суткуса (в Литве была одна из самых сильных фотографических школ СССР) и самое знаменитое изображение французского философа Сартра. Оно не раз становилось обложкой мировых журналов и стало хрестоматийным во Франции, вошло в школьные учебники. Сартр на ней даже не подозревал, что его фотографируют, полагая, что Суткус, приставленный к нему за компанию – писатель. «Ну что ж с тобой делать, – ответил Сартр после признания. – Пришли хоть снимки».
Мгновение, запечатленное Халдеем за несколько секунд до того самого знаменитого кадра, который облетит весь мир (см. №6 нашего списка), было продано на $5 000 дешевле. На этом снимке молодой русский лейтенант только готовится развернуть знамя для финального кадра.
Еще один литовец Мацияускас путешествовал в отдаленные уголки СССР и фиксировал повседневность. Правда, не в обычной «превосходной» советской манере, а в стиле объективной документалистики.
Сейчас его работы находятся в Музее современного искусства в Сан-Франциско, Музее изящных искусств в Санта-Фе, Национальной библиотеке Парижа, Международном центре фотографии в Нью-Йорке и на других площадках по всему миру.