Более полувека назад это сладкое лакомство было впервые создано на шоколадной фабрике «Красный Октябрь», основанной урожденным немцем Фердинандом Теодором фон Эйнемом в 1849 году.
Как ни парадоксально, шоколад, ставший одним из самых узнаваемых в России брендов, первоначально производился на фабрике, основанной немецким иммигрантом, который в возрасте 25 лет, полный мечты и надежд, приехал в Россию. В 1849 году этот предприимчивый юноша уже был поставщиком шоколада для императорской семьи и получил высочайшее признание своей работы.
Эйнем основал собственное производственное предприятие, открыл первую шоколадную фабрику на Мясницкой улице в центре города, где производились сладости высочайшего качества, которые ранее можно было только импортировать в Россию из Европы. В 1851 году молодой предприниматель открыл свой первый магазинчик на Арбате. Шоколад фабрики стал набирать популярность в Москве.
Позже он основал бизнес со своим партнером и соотечественником Юлиусом Гейсом, и вместе они открыли свой первый завод по производству шоколада на Софийской набережной. В 1876 году Эйнем умер в Германии, но, согласно его последней воле в завещании, его хоронят в России. Гейс взял на себя управление фабрикой, но решил не менять ее названия, так как оно уже успело стать известным и уважаемым брендом.
В 1889 году Гейс приобрел землю на Берсеневской набережной, чтобы основать огромную фабрику с 23 зданиями. Компания оставалась в этом монументальном комплексе из красного кирпича вплоть до 2007 года, когда завод был перемещен. Это было, пожалуй, самое узнаваемое производство в центре Москвы, недалеко от Кремля.
Шоколадная фабрика Эйнема стала поставщиком Императорского двора в 1913 году, основывая филиалы и магазины в Симферополе, Риге и Нижнем Новгороде, заодно получая престижные национальные и международные награды за качество и ассортимент. Одной из причин успеха компании стала ее инновационная маркетинговая стратегия.
Хотите верьте, хотите нет, но в эпоху, когда маркетинг даже не существовал, товарищество «Эйнемъ» серьезно относилось не только к качеству шоколада (уровень был настолько высок, что он мог конкурировать с шоколадом из Бельгии, Голландии или Франции), но и к стратегии развития и узнаваемости бренда. Чтобы создать особую атмосферу в магазинах, так же, как и легенды вокруг продуктов компании, потребовалось реализовать замысловатую маркетинговую стратегию.
Специально для магазинов компании Карл Фельдман написал композиции, которые включали в себя творческие посвящения шоколаду: у покупателей была возможность приобрести партитуру «Вальса-монпансье», «Кекс-галопа» или «Какао-кадрили», которые в магазинах исполнялись профессиональными музыкантами.
Особое внимание уделялось упаковке продукта - она должна была быть красивой и яркой, чаще всего изготовленной из необычных материалов: коробки были покрыты бархатом, шелком или кожей. Самые модные художники того времени, такие как Врубель, Бакст и Бенуа участвовали в создании иллюстраций для продаваемой продукции.
Творчество начинало витать в воздухе, как только вы открывали коробку: там могла быть серия коллекционных открыток, показывающих футуристическую Москву, картины русских художников, национальные костюмы; любителей конфет могли также ожидать изумительной красоты птицы или бабочки. Собрав определенное количество карточек, покупатели получали бесплатную коробку шоколада.
Техническое чудо того времени - летающие дирижабли – покоряли воздушные пространства российских городов, приглашая купить шоколад Эйнема на борту. Чтобы привлечь статусных покупателей, компания придумала для них определенные марки шоколада: различные виды сладостей получили такие воодушевляющие названия, как «Боярский», «Империя» или «Миньон».
Еще одно маркетинговое новшество – фирменные автоматы по продаже шоколада. Маленькие шоколадные батончики можно было купить, поместив монету в 10 копеек в автомат и передвинув рычажок. Они приобрели популярность, и стали постоянным искушением для детей.
Вероятно, самой успешной бизнес-стратегией фабрики стало лояльное отношение к своим работникам: у них были хорошие условия труда, а также время на личную жизнь (насколько возможно об этом говорить в конце 19-го века).
В это же время другие фабрики имперской эпохи в России получали огромную прибыль, эксплуатируя своих работников: стандартные смены для рабочих зачастую длились 15 часов, начиная с 4 часов утра и заканчивая в 9 часов вечера, с небольшими перерывами, и все это в нездоровом окружении и отсутствии цивилизованных условий труда.
Фабрика Эйнема ввела 10-часовой рабочий день, предоставила персоналу общежития с чистыми и светлыми комнатами, а также надлежащие столовые.
Зарплаты были самыми высокими в отрасли, начиная с минимума в 20 рублей, они повышались на 2 рубля в год. Работники, которые оставались на предприятии в течение 25 лет, награждались серебряной медалью и пенсией, эквивалентной их зарплате. Это было невероятно для той эпохи и послужило причиной отказа многих работников фабрики от участия в революционном движении.
Благотворительность на фабрике была обычным делом: на каждый фунт проданного печенья пять копеек серебра передавалось благотворительным учреждениям в Москве, а также немецким школам для бедных и сирот.
Во время Первой мировой войны Эйнем сделал значительные пожертвования в пользу сражавшихся, организовал больницу для раненых солдат, а также поставлял шоколад на передовую.
Завод сделал все возможное, чтобы помочь преодолеть кризисы, в которых оказалась страна после начала войны.
К тому времени как «товарищество Эйнема» было национализировано после революции 1917 года и получило новое название «Красный Октябрь» (которое прославляло революционные события), фабрика была уже настолько известна, что еще в течение многих лет приходилось добавлять «бывшее товарищество Эйнем» к рекламе фабрики.
Вопреки множеству успешных предприятий, разрушенных революционными потрясениями, Эйнем перевоплотившийся в Красный Октябрь был похож на феникса, восставшего из пепла, и продолжал свое производство, увеличивая рекорды, достигнутые в имперскую эпоху.
Во время Второй мировой войны фабрика сосредоточила свои усилия на производстве товаров для фронта и выпускала сладости, содержащие специальные ингредиенты и витамины для пилотов и солдат, чтобы они оставались сильными и бодрыми намного дольше.
После распада Советского Союза фабрика была приватизирована и объединена в холдинг, включающий в себя давних конкурентов - шоколадные и кондитерские фабрики “Бабаевский” и “Рот-Фронт”. Сегодня фабрика продолжает производить знаменитый шоколад так тесно переплетенный с историей России.
Фабрике удалось сохранить качество своей продукции как до, так и после революции, и она создала шоколад, неразрывно связанный с русской культурой и менталитетом.
Алёнка - отличный сувенир, который можно привезти из России, - плитка шоколада, с которой смотрит милая маленькая девочка в русском платке. Откуда она взялась? В 1965 году один из художников, работавших на фабрике, решил изобразить свою маленькую дочь. Ее образ до сих пор остается хорошо узнаваемым лицом фабрики и всей российской шоколадной промышленности.
«Мишка Косолапый» - самая старая конфета, которая до сих пор производится на фабрике. Ее украсили знаменитой картиной Ивана Шишкина «Утро в сосновом лесу» вскоре после того, как культовое произведение искусства было куплено Павлом Третьяковым для своей коллекции. Эти шоколадные конфеты - одно из главных детских воспоминаний для каждого россиянина, потому что мы часто получаем их с нашими новогодними подарками в детстве.
Десятки наименований различных конфет сохранились до сих пор: «Красная Шапочка», «Раковые Шейки», «Золотой Ключик», «Кара-Кум», «Кис-Кис» и так далее. Такой богатой истории и традиций, безусловно, невозможно было бы достичь без инновационного маркетингового подхода и креативности, которые фабрика пустила в ход с самого создания 170 лет назад.