Взятие Кольберга русскими войсками в 1761 году
Общественное достояниеПротивостоя друг другу в одной из самых кровавых войн восемнадцатого столетия, Россия и Великобритания, однако, никогда в ходе нее не встречались на поле боя. Пока британцы сражались со своим извечным врагом Францией на воде и суше, их союзник король Пруссии Фридрих Великий занимался русскими и австрийцами.
Когда изнуренная Пруссия находилась на грани катастрофы в 1761 году, произошло так называемое «Чудо Бранденбургского дома». После смерти Елизаветы Петровны на престол взошел Петр III, немец и большой поклонник Фридриха. Он незамедлительно заключил мир с пруссаками, вернув им завоеванную Восточную Пруссию и обнулив тем самым все русские достижения в это конфликте.
Несмотря на то, что Петр III был в скором времени свергнут, война для России была закончена. Потеряв более 130 тысяч солдат, она не добилась ничего, за исключением возросшего военного престижа. Объединенное Королевство, в свою очередь, сокрушив Францию и отобрав у нее огромные территории в Северной Америке, превратилось в великую колониальную державу.
Атаман Матвей Платов
Александр Орловский/Государственный исторический музейСовместная многолетняя российско-британская борьба против Наполеона и революционной Франции была прервана в 1800 году из-за маленькой Мальты. Освободив остров от французов, британцы вместо того, чтобы вернуть его мальтийским рыцарям, сохранили его за собой.
Российский император Павел I, великий магистр ордена, воспринял это в качестве личного оскорбления. Резко изменив курс своей внешней политики, он примирился с врагом, Наполеоном, и вместе с ним стал планировать совместную кампанию в Индию, главный источник британского богатства.
В Индию отправили 22,000 казаков. Вслед за ними должен был выдвинуться 70,000 русско-французский корпус под командованием Андрэ Массены. Однако 23 марта 1801 года Павел I был убит в результате заговора, в котором Британия сыграла не последнюю роль. Новый правитель Александр I сразу же восстановил с британцами союзнические связи.
«Всеволод» после нападения британского фрегата при Палдиски 26 августа 1808 года.
Navy Records Society, 1898Когда 14 июня 1807 года Наполеон сокрушил русскую армию в битве при Фридланде, императору Александру I ничего не оставалось как заключить мир с французами и присоединиться к континентальной блокаде, целью которой было парализовать британскую торговлю.
Несколько лет бывшие союзники вели морскую войну в Балтийском и Белом морях. Британцы атаковали и захватывали вражеские торговые и военные корабли, разоряли русское побережье и пытались блокировать их порты. Конфронтация никогда не приводила к масштабным сражениям, ограничиваясь отдельными дуэлями.
Пик военного противостояния пришелся на войну между Россией и поддержанной Британией Швецией, которая в итоге потеряла Финляндию. С 1811 года русские и британцы начали вести тайные переговоры о снятии блокады, такой невыгодной для обеих стран. С вторжением Наполеона в Россию в 1812 году эта ненужная война наконец-то окончилась.
Ричард Кейтон Вудвиль. «Балаклавское сражение». 1897.
Общественное достояниеВ середине 19-ого века Российской империи представилась возможность воспользоваться слабостью Оттоманской империи и закрепиться на Балканах. Такие устремления, однако, вызвали сильное противодействие Великобритании, Франции и присоединившегося к ним Сардинского королевства.
Несмотря на имя, война проходила не только в Крыму, но также на Балканах, Балтийском море, русском севере и даже на Дальнем Востоке. Технически отсталая русская армия не смогла противостоять объединенным силам великих держав и после трех лет боевых действий потерпела жестокое поражение.
Война значительно подорвала военный авторитет России, не говоря уже о потере права держать военный флот на Черном море. С другой стороны, поражение открыло глаза российскому руководству, которое инициировало масштабные военные и экономические реформы в стране.
«Спасите меня от моих друзей». Карикатура времён Большой игры. Афганский эмир Шир-Али между Россией (медведь) и Британской империей (лев)
Сэр Джон ТенниельВ 19-м веке весь огромный регион Центральной и Южной Азии стал ареной борьбы между Российской и Британской империями. Покоряя малые и слабые государства и народы, они воевали между собой политическими и дипломатическими методами, вели шпионские и «опосредованные» войны.
Чтобы эта своеобразная «Холодная война» не переросла в «горячую», русские и британцы избегали установления общей границы, всегда оставляя между собой буферные страны.
Когда в начале 20-ого века, опасность от Германской империи стала очевидной, два старых противника преодолели свои разногласия, чтобы начать сотрудничество в рамках Антанты. Фокус переместился из Азии в Европу, где на пороге была уже Первая мировая война.
Высадка британских войск во Владивостоке
Архивное фотоВ 1917 году впадающая в хаос гражданской войны Россия стала лакомым куском для иностранных государств. Официально провозгласив поддержку Белого движения и борьбу против большевизма, интервенты по факту были более заинтересованы в политической и военной экспансии в России, дальнейшем ослаблении своего геополитического соперника и его исключении из международной арены если на годы, если не на десятилетия.
Участие Великобритании в интервенции Антанты было представлено наиболее широко. Вместе с доминионами (Канада и Австралия) Британия отправила 40 тысяч солдат, которые заняли главные порты и города на севере, юге и востоке России.
Интервенты старались не участвовать в прямых столкновениях с большевиками, предпочитая роль наблюдателей. Когда «белые» были сокрушены и сильно выросло недовольство интервенцией в их собственных странах, великие державы начали эвакуацию своих экспедиционных войск. К лету 1920 года, британских солдат в России не осталось.