Разговор о ГУЛАГе немыслим без Солженицына – по сути, он первым в СССР об этом заговорил. Рискованная публикация его повести «Один день Ивана Денисовича» в журнале «Новый мир» в 1962 году вызвала буквально взрыв в обществе. До этого тема сталинских лагерей не поднималась, при том, что коснулась едва ли не каждую семью.
В «Одном дне Ивана Денисовича» герой-крестьянин вспоминает, как пошел воевать с немцами, попал в плен, бежал – и тут же был отправлен в лагеря. Так сталинская власть поступала со всеми побывавшими в плену, их считали шпионами или дезертирами. В повести также ярко описан тяжелый лагерный быт.
Тем же, кто хочет глубже изучить тему и получить более обширное представление о масштабе сталинских лагерей, стоит изучить грандиозный труд Солженицына «Архипелаг ГУЛАГ», который он сам назвал опытом художественного исследования.
Колымский ГУЛАГ.
Эмиль ГатаулинШаламов предвидел появление большого количества мемуаров и нон-фикшн о том страшном времени. Он считал, что достоверность – главная сила литературы будущего. Шаламов сухо и коротко, глазами документалиста, пишет о непосильном труде заключенных, об ужасной скудной пище, о побоях и страшном северном холоде Колымы. За ежедневными наблюдениями у писателя есть и размышления о человеке и ценности жизни. Однако именно такой стиль проникает глубоко в сознание и, возможно, этот документ о ГУЛАГЕ, страшнее любого художественного произведения.
«Непосильная работа нанесла нам непоправимые раны, и вся наша жизнь в старости будет жизнью боли, бесконечной и разнообразной физической и душевной боли».
(Читайте также: 7 самых страшных эпизодов «Колымских рассказов»)
Не так громко прозвучали голоса женщин, прошедших лагеря. Однако Керсновская добилась того, чтобы быть услышанной: свои воспоминания она снабдила рисунками – простыми, нарисованными будто даже ребенком, но от этого ужасающими еще больше.
Керсновская обладала невероятной силой, физической и духовной, и просила для себя мужскую работу - даже трудилась на шахте. Ее история поражает: она сумела бежать, выжила в тайге, когда единственной пищей ее был замороженный кусок конины. Она рассказывает без прикрас о самых страшных вещах, что творились в ГУЛАГе, о том низменном положении, которое занимала женщина, и о том, на что шли многие из них, чтобы выжить.
Название книги отражает ее попытки понять, при каких условиях человек может потерять свою человеческую сущность.
Сейчас выставки рисунков Керсновской из лагерей проходят по всему миру.
Первое отделение Соловецкого лагеря особого назначения.
solovki.caК теме ГУЛАГа обращаются и современные писатели. Так, один из крупнейших прозаиков Захар Прилепин отправил своего героя в лагерь на Соловецкие острова – тот самый архипелаг ГУЛАГ.
Этот большой роман основан на тщательном изучении исторического материала. Автор неоднократно ездил на Соловки, поднимал архивы. Он предельно документально изображает начальника лагеря, а также всю лагерную структуру – от камер в бывших монашеских кельях и деревянных нар в храмах до карцеров, которые оборудовали в отдаленных монашеских скитах. Прилепин также рассказывает и о группах заключенных – ведь рядом с политическими узниками сидели обычные уголовники.
Еще один современный роман и бестселлер, дебют писательницы Яхиной, прогремевший на всю Россию и уже переведенный на 10 языков. Он рассказывает уже не о ГУЛАГе в прямом смысле, но о сталинских репрессиях - раскулачивании и переселении татарских крестьян в Сибирь.
Героиня вместе с группой заключенных оказываются посреди тайги под конвоем одного офицера. Они вынуждены сами рыть землянку, добывать еду и спасаться от холода. Но странным образом в таких условиях она оказывается более свободна, чем под гнетом своих мужа и свекрови.
В основе романа вымышленная история, однако, Яхина изучала архивные материалы о переселениях в Сибирь в сталинские времена. Кроме того, ее бабушку тоже раскулачили в 1930-е, и автор опиралась на ее воспоминания в бытовых описаниях.