Возможно, секрет нескончаемой популярности Корнея Чуковского состоит в том, что автор никогда не был моралистом, отличался невероятно веселым характером и по-настоящему любил детей. Его книги проникнуты бесконечной верой в побеждающее добро и везде, где он появлялся, за ним ходили толпы восхищенных детей.
Чуковский с детьми
Александр Батанов/TASSЖизнь самого Чуковского, однако, была весьма непростой.
Корней Чуковский родился в Петербурге, позже учился в школе в Одессе, но окончил лишь пять классов – его исключили из-за «низкого происхождения» (его мать была прислугой в доме его отца). Мальчик занимался самообразованием, много читал, самостоятельно изучил английский и французский языки.
С 1901 года Чуковский начал писать статьи для газеты «Одесские новости». Через два года его отправили корреспондентом в Лондон. По признанию самого писателя, журналистом он оказался плохим: вместо того чтобы посещать заседания парламента, целые дни проводил в библиотеке Британского музея, читал классиков английской литературы.
Александр Блок и молодой Корней Чуковский в Петрограде, 1921
Моисей Наппельбаум/МАММ/МДФВернувшись в Россию во время революции 1905 года, Чуковский был захвачен событиями и начал издавать в Петербурге сатирический журнал «Сигнал», за который его после арестовали, но оправдали благодаря стараниям адвоката.
Чуковский активно занимался переводами с английского языка. Именно он открыл для русского читателя Марка Твена, Оскара Уайльда и Редьярда Киплинга и был удостоен степени Доктора литературы Оксфордского университета (мантия до сих пор хранится в музее в Переделкино).
Корней Иванович Чуковский в мантии и шапочке почетного доктора литературы Оксфордского университета
Ал Лесс/МАММ/МДФНо известен Чуковский стал не как переводчик, а как автор стихов и сказок для детей. «Для детей надо писать так же хорошо, как для взрослых, только ещё лучше», – говорил он.
Произведения писателя «Крокодил», «Мойдодыр» и «Тараканище» быстро стали популярными – и до сих пор их читают всем детям. Одним из первых он стал сочинять для детей самого маленького возраста – 2-3 года.
«Цель сказочников заключается в том, чтобы какою угодно ценою воспитать в ребенке человечность — эту дивную способность человека волноваться чужими несчастьями, радоваться радостями другого, пережить чужую судьбу, как свою», – был убежден Чуковский.
В это же время писатель изучал психику детей и механизмом того, как они овладевают речью. Свои наблюдения за их словесным творчеством он описал в книге «От двух до пяти», которую японские педагоги, например, считают одним из лучших исследований детской психологии.
Чуковский и дети
Аркадий Шайхет/МАММ/МДФОднако советская власть не оставила без внимания детские сказки. В 1930-е годы началась травля Чуковского, инициированная Надеждой Крупской. Считалось, что формат и содержание не вполне соответствуют задачам советской педагогики. Писатель был подавлен пережитым событием и после этого долго не мог писать.
Некоторым читателям главный герой книги «Тараканище» (1925) напомнил Иосифа Сталина. В сказке рассказывается о том, как в королевстве зверей появляется «страшный великан, рыжий и усатый таракан» и начинает запугивать всех, требуя отдать ему зверят на ужин. Звери превращаются в дрожащее от страха стадо, пока не появляется воробей и съедает таракана.
Поэт Осип Мандельштам, арестованный во время большого террора, распространил эту метафору, написав в 1934 году: «Тараканьи смеются усища, и сияют его голенища». Но вопрос - имел ли ввиду сам автор Сталина – остается открытым.
Борис Пастернак и Корней Чуковский на Первом съезде советских писателей, 1934
Борис Игнатович/МАММ/МДФЧуковский многое не принимал в советском обществе. Он оказался единственным советским литератором, поздравившим Бориса Пастернака с присуждением Нобелевской премии. Разглядев талант Александра Солженицына, Чуковский первым в мире написал восхищенный отзыв о лагерном произведении «Один день Ивана Денисовича» и приютил его у себя на даче во время гонений. Чуковский хлопотал и в защиту поэта Иосифа Бродского, отданного под суд за «тунеядство».
Позже Чуковский начал работать над пересказом Библии для детей, но проект стал очень трудным в связи с антирелигиозной идеологией государства. Весь первый тираж книги «Вавилонская башня и другие древние легенды» был уничтожен властями. Читатели познакомились с ней лишь в 1990 году.
Чуковский в Переделкине, 1960-е
Всеволод Тарасевич/МАММ/МДФС 1938 года писатель все чаще проводил время на даче в писательском поселке Переделкино под Москвой. Чуковский действовал на детей магнетически: когда он выходил гулять, за ним всегда увязывалась толпа местных ребятишек. Для них на свои деньги он создал в Переделкино библиотеку, которая до сих пор функционирует.
Чуковский с детьми в Переделкине
Всеволод Тарасевич/МАММ/МДФПодписывайтесь на «Узнай Россию» в Телеграме, ВКонтакте, Одноклассниках и Дзене