В 1920 году в Мариинском театре ставили оперу «Вражья сила» – режиссером и исполнителем роли кузнеца Еремки был Федор Шаляпин. Оформлять спектакль он предложил Борису Кустодиеву. Из-за болезни художник уже несколько лет был прикован к инвалидному креслу, и певец лично отправился к нему домой, чтобы сделать предложение. Тот согласился, и предложил, не теряя времени, написать портрет Шаляпина в той одежде, чтобы была на нем в тот момент. Очень ему понравилась шуба.
Певец рассмеялся: она ведь, возможно, краденая. И рассказал, что несколько недель назад получил ее в качестве гонорара от какого-то государственного учреждения. И напомнил лозунг большевиков: «Грабь награбленное». Так что, возможно, у этой шубы он не первый владелец.
Кустодиев в ответ рассмеялся: «Вот мы ее, Федор Иванович, и закрепим на полотне. Ведь как оригинально: и актер, и певец, а шубу свистнул».
После премьеры работа над портретом возобновилась. Но у Шаляпина было свое условие: пусть художник пишет его в этой национализированной шубе, но непременно с любимым французским бульдогом Ройкой у ног. Чтобы собака могла позировать, на шкаф сажали кошку, и он смотрел на нее, пока Кустодиев делал зарисовки.
Картина постепенно заполнялась персонажами. Художник изобразил дочерей Шаляпина – Марфу и Марину, которых сопровождает личный секретарь певца Иван Дворищин. В качестве фона Кустодиев выбрал ярмарочные гуляния: вдалеке видны подмостки уличного театра, афиша с именем Шаляпина. Как будто певец прибыл на гастроли в новый город в разгар Масленицы.
Шаляпин увез портрет во Францию – работа висела над камином в его парижской квартире. Только в 1968 году дочери певца передали картину в Ленинградский театральный музей. А ее авторский повтор меньшего размера — в Русском музее в Петербурге.
Подписывайтесь на «Узнай Россию» в Телеграм, ВКонтакте, Одноклассниках и Дзене