Калязинская колокольня
Legion MediaОдна из ярких и необычных достопримечательностей в 200 км от Москвы – затопленная колокольня в городе Калязине Тверской области. Но порой фотографирующие ее туристы даже не подозревают, что под водой скрываются руины некогда процветавшего монастыря.
Троицкий Макарьев монастырь был основан в 1434 году, а его основные каменные постройки появились в XVI веке. Некогда он был памятником допетровской церковной архитектуры и процветающим монастырем. Именно вокруг него по сути и вырос город Калязин.
Троицкий Макарьев монастырь в 1920-х
Государственный музей архитектуры им. А. В. ЩусеваОбитель с ее мощными стенами была свидетелем важных исторических событий, даже в Смутное время противостояла войскам самозванца Лжедмитрия II. Мощам основателя монастыря – святого преподобного Макария Калязинского – приезжали поклониться многие цари, от Ивана Грозного до Петра I и Александра II. А царь Алексей Михайлович жаловал обители немалые деньги.
Троицкий собор, 1920-е
Государственный музей архитектуры им. А. В. ЩусеваСоветская власть закрыла Макарьев монастырь в 1920 году. Как и во многих региональных церквях и обителях, там организовали краеведческий музей, а потом приют для беспризорников и Дом отдыха для рабочих.
В 1940 году бóльшая часть монастыря была снесена и после этого затоплена. Сегодня о нем напоминают лишь колокольня и пара «монастырских островов».
Снос монастыря, 1940
Государственный музей архитектуры им. А. В. ЩусеваТа же участь постигла и часть города Калязина, и множество окрестных деревень. А виной всему строительство Угличской ГЭС на Волге и Угличского водохранилища, в зону затопления которого попало еще около 30 древних церквей и монастырей.
К счастью, в Макарьевом монастыре успели спасти уникальные древние фрески.
Интерьер Троицкого собора
Государственный музей архитектуры им. А. В. ЩусеваВ середине XVII века лучшие царские иконописцы расписали Троицкий собор Макарьева монастыря.
Слева – лик Богоматери, справа – Спас на престоле в окружении сил небесных
Государственный музей архитектуры им. А. В. ЩусеваПо сырой штукатурке мастера наносили на стены собора ветхозаветные сюжеты, в том числе «Изгнание из Рая» и «Строительство Вавилонской башни».
Слева – «Грехопадение», справа – «Изгнание из Рая»
Государственный музей архитектуры им. А. В. ЩусеваИзобразили они и очень редкие неканонические сюжеты (апокрифы) о Богородице (например, как ее родители Иоаким и Анна уходят из храма). Есть на фресках и сцены из жизни Христа, самые разные святые и даже монастырский благодетель царь Алексей Михайлович.
«Иоаким и Анна с жертвенным барашком»
Государственный музей архитектуры им. А. В. ЩусеваТакже мастера изобразили достаточно редкий для русской церковной живописи сюжет Апокалипсиса. Например, совершенно уникальна фреска «Конь бледный и конь вороной». Площадь всех росписей занимала около тысячи квадратных метров, и они представляли высокую художественную ценность.
«Конь бледный и конь вороной»
Государственный музей архитектуры им. А. В. ЩусеваИстория спасения фресок столь же уникальна, как и сами фрески. В декабре 1939 года сотрудников Музея архитектуры при Академии архитектуры СССР командировали в калязинский монастырь, который уже был подготовлен к сносу.
«Строительство Вавилонской башни»
Государственный музей архитектуры им. А. В. ЩусеваВ тридцатиградусный мороз в неотапливаемом и темном храме всю зиму, до февраля 1940 года, эти люди героически снимали со стен фрески. Делали это следующим образом: по периметру изображения вырезали борозду шириной 6–8 см, затем медленно молотками отделяли штукатурку с изображениями от каменной кладки. Снаружи накладывали щиты с марлями и аккуратно укладывали снятые фрески на пол.
Далее на брезенте фрагменты перевозили на лодках на другой берег Волги – в незатопленную часть Калязина. Там в теплой Богоявленской церкви изображения монтировались на новую основу, а ветхие куски подклеивали.
Фрески разложены на полу в импровизированной реставрационной мастерской в Богоявленской церкви в Калязине
Государственный музей архитектуры им. А. В. ЩусеваСпециалисты под руководством реставратора Павла Юкина спасли 150 кв. м живописи. Бóльшая часть фресок попала в собрание Музея архитектуры, несколько фрагментов было направлено по другим музеям и хранилищам.
Павел Юкин делает тонировки на смонтированной на новой основе композиции «Строительство Вавилонской башни»
Государственный музей архитектуры им. А. В. ЩусеваИз-за войны фрески так и не были выставлены – остались в хранилищах закрепленными на деревянные решетки. К реставрации приступили только через 20 с лишним лет. Новая реставрационная бригада в 1967–1974 годах удалила с фресок загрязнения и плесень. Также оказалось, что Юкин и его команда закрашивали утраченные фрагменты на фресках, чтобы они имели лучший выставочный вид. Новые реставраторы удалили все эти вмешательства.
Позже выяснилось, что для сохранения фресок в 1940-х использовали клей на мучной основе – из-за него произошло биозаражение поверхности. Появлялись также отслоения и проломы. В 1980-х начался новый многолетний этап кропотливой реставрации под руководством Владимира Бурого.
Экспозиция с фресками в Музее архитектуры
Государственный музей архитектуры им. А. В. ЩусеваВ 2020 году спасенные фрески были впервые выставлены в большом объеме для публики. И «Калязин. Фрески затопленного монастыря» теперь часть постоянной экспозиции Музея архитектуры им. А. В. Щусева в Москве.
Подписывайтесь на «Узнай Россию» в Телеграм, VK, Одноклассниках и Дзене