Северные олени в Каратайке, Ненецкий автономный округ
Сергей Карпухин/TASSРоссия занимает третье место в мире по протяженности железных дорог. Неудивительно поэтому, что большинство россиян воспринимают железнодорожное сообщение как по умолчанию присутствующее даже там, где больше ничего нет. Однако даже в России, оказывается, есть весьма обширные территории, совершенно не охваченные железнодорожным транспортом.
Горные виды Алтая
Legion MediaГорный Алтай – это одно из самых популярных направлений для туризма в России. Путешественников манят горы, озера и леса. Вот только добраться сюда можно либо самолетом через единственный аэропорт в Горно-Алтайске, либо автотранспортом. Большая часть республики – это заповедники со сложным горным рельефом и быстрыми реками. А население здесь относительно небольшое – всего 210 тыс. жителей. Ближайшая железнодорожная станция находится в городе Бийске соседнего Алтайского края (Алтайский край и Республика Алтай – это разные регионы).
Тем не менее планы соединить Бийск и Горно-Алтайск железной дорогой были еще в начале XX века. Это всего лишь 120 км путей, что по меркам Сибири вообще не расстояние. Но сначала помешала Первая мировая война, потом Гражданская, потом и вовсе проект отложили до лучших времен. Утвердили линию только в 1980-х, но приступить к выполнению не успели – Советский Союз развалился. Сегодня вновь создана рабочая группа по этому проекту, но пока строительство не началось.
Восточные Саяны
zhaubasar/Getty ImagesТыва – еще одна небольшая по количеству жителей республика на юге Сибири. Живут здесь около 340 тыс. человек, причем треть из них – в столице, городе Кызыле. Здесь есть аэропорт и автомобильные дороги, а вот железные дороги даже в планах появились только в 2010-х. Все из-за сложного горного и таежного ландшафта, который делает стоимость стройки довольно высокой. В планах – строительство путей от станции Курагино (юг Красноярского края, ответвление Южно-Сибирской магистрали) до Кызыла. Такая линия не только свяжет два региона, но и поможет освоить месторождения угля в Тыве и создаст тысячи рабочих мест. Проект пока что отложен до 2026 года.
Северные олени в Каратайке, Ненецкий автономный округ
Сергей Карпухин/TASSБольшая часть этого региона России полностью расположена за Полярным кругом. Половина населения – 23 тыс. человек – живет в городе Нарьян-Маре. Остальные – в небольших поселках. Здесь, конечно же, невероятно красивая природа: округ омывается несколькими морями Северного Ледовитого океана, здесь тундра, сопки. А еще большое количество запасов нефти и газа. Но из-за сложной географии Ненецкий автономный округ был до недавнего времени связан с «материком» только авиатранспортом, а в короткий летний сезон – речным. Даже автомобильные дороги слабо развиты. И это единственный регион европейской части России, где нет железной дороги. Ближайшая станция – Усинск в Республике Коми в 350 км от Нарьян-Мара.
Чукотский поселок Провидения
Kadnikov Valerii/Getty ImagesНа Чукотку в принципе можно попасть только на самолете. На 50 тыс. человек населения приходится 11 аэродромов. Главный междугородный транспорт – это вертолеты или небольшие самолеты. Асфальтированные дороги есть только вокруг населенных пунктов, а вот попасть из одного поселка в другой можно либо по воздуху, либо по зимнику. Все из-за очень сложного рельефа и низкой рентабельности.
Трасса Колыма
Pro-syanov/Getty ImagesМагаданская область находится южнее Чукотки и тоже отрезана от «большой земли». Живут на огромной территории всего 135 тыс. человек (и 90 тыс. – в столице Магадане), строить железные дороги здесь совершенно нерентабельно. Так как у области есть выход к Охотскому морю, то все необходимое доставляется по воде.
При этом железные дороги в области все же были в середине XX века. Это были узкоколейные дороги для вывоза леса и угля, но все их разобрали к концу 1950-х.
Проект по строительству современной железной дороги через Магадан имеется: она должна стать ответвлением Байкало-Амурской магистрали. Но пока это все в далекой перспективе.
Вулканы Камчатки
Olga Gavrilova/Getty ImagesПолуостров Камчатка – это труднодоступный край на Дальнем Востоке, куда можно добраться лишь самолетом и кораблем. Тем не менее в 1970-х появился грандиозный проект Ленско-Камчатской железнодорожной магистрали протяженностью 5 тыс. км. Она должна была связать станцию Усть-Кут в Иркутской области и столицу Камчатки Петропавловск-Камчатский. Обсуждение проекта возобновилось в 2010-х.
Подписывайтесь на нас в Telegram, VK, Одноклассниках и Дзене