Когда-то в России проживало почти 80% всего мирового еврейского населения. Сегодня количество российских евреев практически невозможно достоверно сосчитать. Но они продолжают оказывать заметное влияние на жизнь страны. В более чем ста городах есть свои общины. На Дальнем Востоке есть Еврейская автономная область – реликт утопического проекта Сталина создать советскую «Землю обетованную».
Каждый год под присмотром Федерации еврейских общин России открываются новые синагоги и восстанавливаются исторические. Давайте взглянем на самые интересные.
В 1850-х годах император Александр II смягчил законы еврейской черты оседлости. Приобретя статус купца первой гильдии, евреи могли уже жить вне черты оседлости. Позже в крупные города, в том числе Москву и Петербург, разрешили переезжать и ученым, студентам и ремесленникам.
Городское еврейское население стало расти, и глава московской общины Лазарь Поляков попросил у градоначальника разрешение на строительство молельного дома. Поляков сам выделил деньги, и строительство было завершено еще в 1891 году. Синагогу венчает купол со звездой Давида.
Из-за нового витка антисемитизма для верующих синагога открылась лишь в 1906 году. А в советское время снова закрылась. Уже после перестройки здание вновь передали общине, и в 2000-х же синагога была отреставрирована. Это самая большая синагога Москвы (а всего в столице их пять).
Эта синагога в Москве была построена в 1883 году как домашняя частная синагога Лазаря Полякова, главы общины. В 1937 году синагогу закрыли, а после распада СССР ее передали общине любавических хасидов.
Современное здание крайне интересно устроено: главный фасад представляет собой стеклянный витраж, за которым скрывается более старая стена синагоги, а также символическая Стена плача. Необычным архитектурным решением стала угловая башня, окно которой украшено ханукальным девятисвечником.
Сегодня в синагоге три молельных зала, а также работает высшая талмудическая школа (ешива «Махон Ран») и находится музей памяти евреев, погибших в XX веке.
Еще одна синагога, обязанная своим появлением Александру II, который дал на нее разрешение в 1869 году. Синагогу в арабо-мавританском стиле построили только к 1893 году – сначала долго искали средства и место, а потом и долго строили.
Молельный дом работал весь советский период, закрываясь лишь на короткое время.
В 2018 году иркутская еврейская община отметила свое 200-летие. Первые евреи в Сибири были ссыльными и каторжанами, а Иркутск был религиозным центром. Местная синагога – ныне старейшая действующая синагога в России.
В советское время синагога долго была закрыта, но после перестройки вновь возвращена иркутской общине.
В начале XX века в Воронеже жили несколько тысяч евреев (к 1917 году их насчитывалось более 6 тыс.). Синагога в неомавританском стиле была построена в 1903 году. В советское время здание использовали под склад, кроме того, оно пострадало от бомбы во время Второй мировой.
Синагогу передали еврейской общине вновь только в 1997 году, и после длительной реконструкции, к 110-летию со дня постройки, она вновь открылась для верующих.
К концу XIX века в Самаре проживали более тысячи евреев, и они попросили городские власти о строительстве большой синагоги. Молельный дом на тысячу мест – крупнейший в Поволжье – был возведен к 1908 году на средства городских купцов.
В советское время в здании устроили Дом культуры, но в 1990-х вернули обратно общине. Сегодня синагога не действует, она находится на реставрации.
В торговый центр Российской империи – Нижний Новгород еще в первой четверти XIX века приезжало много еврейских купцов. И на территории самой крупной в стране ярмарки даже действовала временная синагога. Постоянную синагогу построили в городе к 1883 году, а в 1910-м была построена еще одна. Действовали еврейские клубы и школы с преподаванием на идише.
В 1930-е синагога была закрыта для иудеев, но после распада СССР она вернулась к общине. Молельный зал был отреставрирован, также в синагоге появились кошерный ресторан и магазин. Сегодня из 20-тысячного еврейского населения города четверть активно участвует в жизни общины.
Свое национально-территориальное образование появилось у евреев на Дальнем Востоке СССР в конце 1920-х. Сегодня в области лишь 1% еврейского населения, но действуют две общины, и у каждой есть своя синагога.
Биробиджанская синагога «Бейт Менахем» была построена в 2004 году к 70-летию области по инициативе общины «Фрейд».
Синагога была построена в Брянске в 1891 году, но в советское время ее отдали клубу швейной фабрики. В 2010-х годах здание вернули местной общине, и началась длительная реставрация, во время которой в проеме стены нашли тайник со старинными молитвенниками.
В 2023 году синагога вновь открылась для верующих, дав новый импульс жизни брянской общине и став новым культурным и духовным центром.
В XIX веке, когда Калининград был еще прусским городом Кёнигсбергом, здесь была построена синагога для местной еврейской общины. Но после прихода к власти нацистов, во время Хрустальной ночи 1938 года, синагога была сожжена.
В 2018 году на ее месте построили новую синагогу, внешний вид которой вдохновлен архитектурой своей предшественницы. В ней есть не только молельный зал с витражными композициями, но также библиотека и кошерная столовая.
Подписывайтесь на нас в Telegram, VK, Одноклассниках и Дзене