О первых контактах русских и французов нам практически ничего не известно — исторические источники хранят на этот счет полное молчание. Однако в XI веке произошло событие, которое ни русские летописи, ни западноевропейские хроники не могли оставить без внимания.
Около 1050 года в Киевскую Русь прибыло посольство от короля Франции Генриха I. Монарх просил руки младшей дочери великого князя Киевского Ярослава Мудрого Анны.
До Генриха «дошла слава о прелестях принцессы… и он был очарован рассказом о ее совершенствах», — отмечал французский историк XVII века Франсуа де Мезере. Однако главная причина сватовства была все-таки политической: Франция хотела заключить союз с могущественной Киевской Русью, чтобы вместе с ней противостоять Священной Римской империи.
Генрих I / Анна Ярославовна.
Merry-Joseph Blondel; Илья Томилов (CC BY-SA 4.0)Анна родила Генриху четверых детей, включая будущего короля Филиппа I. За свою активную помощь церкви, участие в основании монастырей и предоставлении льгот аббатству она даже удостоилась похвалы Папы римского Николая II: «Слух о ваших добродетелях, восхитительная дева, дошел до наших ушей, и с великою радостью слышим мы, что вы выполняете в этом очень христианском государстве свои королевские обязанности с похвальным рвением и замечательным умом».
Династический брак между французским королем и русской княжной хоть и стал ярким событием, но никак не способствовал сближению двух государств. Надежда Генриха на создание военно-политического союза Франции и Киевской Руси так и не реализовалась.
Анна быстро потеряла всякую связь с родиной, и лишь ее привычка подписывать некоторые документы кириллицей свидетельствовала о ее происхождении. Отметив факт замужества, русские летописцы также утратили к судьбе дочери киевского князя всякий интерес.
После смерти супруга в 1060 году, Анна Ярославна вместе с графом Бодуэном Фландрским осуществляла регентство при малолетнем Филиппе, но довольно скоро отошла от дел, выйдя замуж за одного из самых влиятельных феодалов северной Франции — графа Рауля де Крепи.
В последующие столетия русские и французы практически никак не интересовались друг другом. Первое подробное описание «великой Руси» на французском языке появилось лишь в начале 15 века, и сделал его фландрский рыцарь Жильбер де Ланнуа.
Жильбер де Ланнуа.
Общественное достояниеВоин, дипломат и путешественник, он объездил почти всю Европу, посетил Египет и Сирию. Зимой 1413 года рыцарь прибыл в Новгород, где впервые в жизни испытал на себе настоящий холод: «Когда проезжали по лесам, слышно было, как деревья трескаются и раскалываются сверху донизу от мороза». Познакомился он и с колоритом местной кухни: «Дали мне обед самый странный и самый удивительный из всех, виденных мною когда-либо». На обратном пути в Ливонию Жильбер заехал в Псков.
Периодически Россия фигурировала в сочинениях французских писателей и философов XVI века. Далекая мифическая Московия у Франсуа Рабле, Мишеля Монтеня и Жана Бодена — эта полудикая страна, где царь обладает безграничной властью, а его мощное огромное войско готово немедленно ринуться в бой по его «краткому, но грозному указу».
В конце XVI века французы задумались об установлении с Русским государством торговых отношений. К своему неудовольствию они узнали, что англичане уже не первое десятилетие ведут с русскими активную торговлю.
В 1586 году французские купцы Жан Соваж, Кола и дю Ненель, имея на руках дружественное письмо от короля Генриха III, прибыли в единственный крупный русский порт Архангельск. Местный воевода оказал им гостеприимный прием, угостив крепкой водкой, которая, по их словам, обожгла им все внутренности. После трех кубков им пришлось поднять тост еще и за здоровье царя Федора Иоанновича. В конечном итоге, несмотря на протесты англичан, французам предоставили место для ведения торговли у пристани.
Людовик XIII.
Общественное достояниеВ 1615 году во Францию прибыло первое русское посольство под руководством Ивана Кондырева, которое Людовик XIII в сопровождении матери Марии Медичи и супруги Анны Австрийской торжественно принял в Бордо.
Король благосклонно отреагировал на переданное ему предложение русского царя Михаила Федоровича установить дипломатические и торговые отношения и обещал немедленно отправить в Московию свое посольство. Тем не менее, спешить он не стал: французские дипломаты посетили Русское государство с ответным визитом лишь спустя 14 лет.
Куда активнее развитие отношений между двумя государствами пошло в начале XVIII века во время правления Петра I. Сокрушив в ходе Северной войны могущественную Швецию, он ввел Россию в круг великих европейских держав. Игнорировать новоявленную империю Париж теперь попросту не мог.
Дорогие читатели, чтобы не пропустить наши свежие материалы, подписывайтесь на нас в социальных сетях: Telegram; VK; Яндекс Дзен